Полная неразгаданных тайн, картина Барбарелли да Кастельфранко Джорджоне «Портрет молодого человека» вовсе не похожа на типичные портреты эпохи возрождения. Характерная черта портретной живописи эпохи Ренессанса – прежде всего, прямой взгляд портретируемого на зрителя, возникновение ощущения «преследования» позирующей модели зрителя со всех точек обзора.
Напротив, юноша, изброженный на картине Джорджоне опустил взор вниз, что создает непередаваемую атмосферу меланхолии, экзистенциальной грусти. Воздействуя на «эмоциональные рецепторы» зрителя, художник пишет удивительный образ молодого человека, который притягивает взгляды зрителей.
Идеальный человек по сложившемуся представлению деятелей искусства эпохи возрождения изображен на данном портрете, в тоже время его нетипичная, нестандартная наружность и манера поражают своей смелостью.
Знаменитый прием «сглаживания форм», растушёвываем контуров – сфумато, изобретенный Леонардо да Винчи применен при написании данного портрета, весь канонический образ молодого юноши очень мягок, вызывает чувство легкости. Изучение картины рентгеновскими лучами показало, что первоначально взгляд молодого человека был направлен на пейзаж, служащий фоном картины.
О происхождении картины велось не мало споров, точно также, как и непросто было сообществу художников и искусствоведов определить личность портретируемого. По одной из версий, позировал для «Портрета молодого человека» некто по имени Антонио Броккардо. По другой версии на портрете изображен Виторио Капелло – об этом свидетельствует наличие буквы «V» на шляпе.
Некоторые сомнения возникают и при разборе авторства данного портрета. Кисть Джорджоне ставят под сомнение, приписывая создание картины одному из художников-последователей венецианской школы.
Картина «Портрет юноши» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в середине первого десятилетия. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло.
Для Джорджоне характерно, что его интересует в образе человека не столько неповторимая сила и яркость индивидуально выраженного характера, сколько именно некий утонченно сложный и вместе с тем гармонически целостный идеал совершенного человека или, точнее, идеал того духовного состояния, в котором пребывает человек. Поэтому в композициях художника почти отсутствует та портретная конкретность характеров, которая наличествует в монументальных работах большинства мастеров итальянского Возрождения.
Более того, и сами композиции Джорджоне можно назвать лишь в известной мере монументальными. Как правило, они невелики по размерам. Они не обращены к большим людским толпам.
Утонченная муза Джорджоне — это искусство, наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки венецианского общества. Это картины, рассчитанные на длительное спокойное созерцание ценителем искусства с тонким и сложно развитым внутренним духовным миром. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность.