Анализ картины Вечеллио Тициана Вакханалия - Тициан Вечеллио
Анализ картины Вечеллио Тициана Вакханалия

Анализ картины Вечеллио Тициана Вакханалия

Тициан жил и творил в то время, когда любые проявления человеческого в человеке считались страстями, чем-то, достойным лишь порицания. Аскетический образ жизни возводился на пьедестал святости – откажись от всего, пей воду и ешь сухой хлеб, не смотри на красивых женщин, молись, кайся, и будешь спасен. Откажи себе во всем, что естественно. Запри себя в клетку воздержания. Если же ты не хочешь этого – тебя осудят.

Написанная в такое время «Вакханалия» кажется странным, невозможным возражением всему сложившемуся строю.

В ней художник не ставит своей целью показать, насколько отвратителен человек и как греховна его природа – напротив, он использует свежие, светлые цвета, заливает небо белизной и лазурью, творит в духе античных скульптур, словно напоминая о греческих богах – вечно веселых, вечно пьяных, живых и похожих на человека во всем.

Люди на картине не вызывают отвращения и желания предать их анафеме. Напротив – они красивы в своей естественности. Поют и пьют, танцуют и смеются. На пригорке в отдалении загорает старик. Молодая девушка потягивается, отгоняя дрему. Маленький мальчик, не обращая внимания на взрослых, справляет малую нужду. Веселье и смех, радость и свобода – вот что видится в «Вакханалии». Она пронизана отсутствием самого понятия греха. Она показывает что все, что естественно, не может быть безобразно.

Так звери не стесняются своей наготы. Так боги пьют и льют кровь, не считая это зазорным и греховным.

Человек же – нечто среднее между зверем и богом, и на картине Тициана это проявляется во всей красе. Блаженный отдых, выход из клетки навязанной вины церковью вины за все, миг, который сохраниться в памяти и будет греть её, даже когда пройдет. Гимн мгновению, воспевание забытой божественности естества – вот что такое «Вакханалия».

«Вакханалия» — одна из самых известных картин Вечеллио Тициана (1488/1490 — 1576). Великий итальянский художник, который творил во времена эпохи Возрождения и был одним из самых ярких представителей Ренессанса, написал картину, предположительно в 1523-24 году. В настоящее время «Вакханалия» представлена в музее Прадо, Мадрид. Размер картина: 175 x 193 см (холст, масло).

Искусство Тициана, в частности «Вакханалия», стало во многом основополагающим для развития искусства последующих лет и столетий. На его достижения в живописи опирались многие известные художники. Такие знаменитые живописцы, как Рубенс, Веласкес, Пуссен и другие брали его искусство за эталон, к которому надо стремиться, а, достигнув которого, необходимо его совершенствовать. В последующем тема вакханалий поднималась и Питером Паулем Рубенсом, и Николой Пуссеном, и Пабло Пикассо и многими другими.

Картина «Вакханалия», как «Вакх и Ариадна», «Праздник Венеры» и некоторые другие, является одной из работ Тициана, которая основана на мифологических темах. Выполненная в традиционных для античности видениях мира, Вакханалия представляет праздник жизни, ликующий образ бытия. Эта картина с веселящимися и предающимися различным удовольствиям людьми, полностью противоречила установившимся тогда аскетическим нормам церкви. Однако, несмотря на это, картина написана в светлых тонах и вызывает радость от созерцания. Всё, что происходит в периметре полотна, кажется очень естественным. Тициан изобразил настоящую природу человека, который является частью живого мира, который в этой картине не отличим ни от животных, ни от Богов.