Анализ картины Андреа Верроккьо Крещение Христа - Мировые шедевры
Анализ картины Андреа Верроккьо Крещение Христа

Анализ картины Андреа Верроккьо Крещение Христа

Картина «Крещение Христа» была написана Андреа Вероккьо — известным скульптором, который занимался еще и написанием картин, но делал это с перерывами. Вот и картину «Крещение Христа» мастер никак не мог закончить — не хватало времени.

Поэтому он попросил Леонардо Да Винчи, который тогда был его учеником — еще молодым, но уже очень одаренным, дописать часть картины. Основные фигуры в центре уже были готовы. Они изображают Иисуса Христа и Иоанна Крестителя в момент проведения обряда крещения. Так же был завершен ангел справа.

Вероккьо писал в суховатом графическом стиле, изысканно вырисовывая фигуры темперой. Леонардо же изобразил своего ангела в мягкой светотени, окутанного легкой дымкой. В работе он использовал не темперу, а масляные краски.

Именно тогда зародилась и была в дальнейшем разработана художником знаменитая техника «сфумато», которую он использовал в большинстве своих картин.
Так же художником был изображен пейзаж на заднем плане — каменистый вид долины и струящиеся воды реки Арно.

Голова ангела слегка приподнята и повернута в сторону центральной сцены Крещения Христа. Ангел стоит на одном колене, повернувшись к зрителям спиной. Он держит в руках одежду Иисуса, пока тот проходит обряд крещения.

В некоторых записях говорится так же, что Верроккьо был сильно поражен, увидев ангела, изображенного Леонардо в его отсутствие. Говорят даже, что мастер признал превосходство своего ученика и дал слово больше не рисовать. Когда работа была закончена Веррокъо не перестал писать картины, но большую часть времени все же стал уделять скульптуре.

Эту картину художнику заказали монахи монастыря Сан-Сельви во Флоренции. Скорее всего она была предназначена для церкви Вилламброзе. Работа двух мастеров стала настолько популярной в мире, что с нее было сделано огромное количество копий. Картина была начата в 1472 году, а завершена в 1475.

Будучи прежде всего скульптором, Андреа Верроккьо (1435/1436-1488) выполнял живописные заказы с перерывами, вследствие чего одну из своих картин — «Крещение Христа» — никак не мог закончить. Он попросил довершить начатое своего ученика Леонардо да Винчи (1452-1519), молодого, но уже достигшего к тому времени больших успехов, хотя и остававшегося в мастерской учителя. Центральные фигуры и ангел справа уже были написаны в типичной для Верроккьо манере — суховатой, линеарной, с изысканными силуэтами фигур.

Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато». Художник написал и часть пейзажа позади ангелов, основой для которой послужил сделанный им рисунок с изображением долины реки Арно. Работа молодого живописца поразила Верроккьо и стала так популярна, что с этой группы ангелов выполняли копии.

Произведение было написано примерно в 1472–1475 годах. Андреа Верроккьо специализируясь, в первую очередь, на скульптуре, выполнял заказы по живописи с большими перерывами. “Крещение Христа” ему долгое время завершить не удавалось, поэтому он поручил закончить работу одному из своих учеников – так Леонардо да Винчи стал соавтором Верроккьо.

Ангел и две фигуры, занимающие место по центру, были изображены Андреа: в них отслеживается характерная для него сухая манера, жилистость и “пластмассовость” тел.

Леонардо написал второго ангела, находящегося левее, при этом использовал масленые краски, а не темпера, как его наставник. Масло сохнет гораздо большее время и ложится плавным слоем, позволяя передать светотени, немного затуманить образы.

Вследствие этого и зародилась общеизвестная леонардовская методика. Он изобразил некоторую часть фона, отталкиваясь от разработанных им ранее зарисовок долины реки Арно. Верроккьо результат более, чем обрадовал и впечатлил: творение юного ученика стала настолько выдающейся, что ее использовали для срисовывания ангелов.

Нужно обратить внимание на то, что произведение отличается цветовой гаммой и разнообразием оттенков: это очень нетипично для картин религиозной тематики. Авторы вкладывают в работу элементы символизма – в этом можно убедиться, рассматривая задний план. Ощущается влияние традиций средневековой живописи.

Движения персонажей скованны, будто бы они существуют только в двух измерениях. Лица лишены индивидуальности, это говорит о том, что фигура – это больше образ, чем человек. Пейзаж не имеет перспективы, больше напоминая иконопись, чем живопись. На фоне всех остальных героев тело ангела слева выделяется своей естественностью и легкостью.

За счет того, что картина написала двумя великими художниками, сильно отличающимися стилистикой написания, работа выглядит уникально и сильно отличается от аналогичных картин того времени.