Картину “Вакх и Ариадна” написал итальянский художник Тициан в период с 1520 по 1523 год.
Насыщенность — от истории до палитры и композиции
Эта работа – одна из целой серии мифологических, написанных для украшения дворца герцога Феррары.
Бог Вакх (Дионис) – справа. Он влюбляется в Ариадну моментально и выходит из колесницы, запряженной двумя гепардами. Красавицу совсем недавно оставил Тесей: его корабль еще можно разглядеть вдали.
Художник показывает испуг на лице Ариадны от внезапного появления Вакха. Легенда гласит, что чуть позже он вознес ее на небеса и сделал созвездием Корона, которое тоже изображено на полотне над ее головой.
Композиция картины – пара треугольников, расположенных по диагонали: первый – небо, написанное ляпис-лазурью, и влюбленные. Их композиция разительно выделяется даже палитрой. А второй – насыщенное движение справа, с сопровождающими Вакха, животными, деревьями, землей и травой, в коричнево-зеленой палитре. Среди этих фигур выделяется особенно одна – заметны очертания скульптуры Лаокоон и его сыновья, которую мастер нашел перед написанием этой картины.
Эту работу герцог изначально заказывал Рафаэлю, но тот умер, успев лишь набросать рисунок. Тогда заказ принял Тициан. В основе сюжета – произведения поэтов Древнего Рима – Катулла и Овидия.
В первую сотню лет существования полотно сворачивали два раза, что убийственно сказалось на шедевре. С конца 19 века его приходилось постоянно реставрировать, чтобы сдерживать опадение краски. В одну из реставраций в Лондонской Национальной галерее с картины сняли верхний слой лака, отчего краска стала сходить еще сильнее. Полотно пришлось закрашивать, что сильно повлияло на оттенок неба. На реставраторов обрушилась волна негодования: критики считали, то те разрушили изначальный замысел палитры художника.
Полотно имеет размеры 176,5х190 см и хранится в Лондонской Национальной галерее.
Работа «Вакх и Ариадна», заказанная для так называемой Алебастровой комнаты во дворце герцога Альфонсо д’Эсте в Ферраре, принадлежит знаменитой серии картин Джованни Беллини, Тициана (1488/1490-1576) и Доссо Досси. Герцог пригласил для росписи дворца Микеланджело и Рафаэля, но, не получив их согласия, смирился с кандидатурой еще малоизвестного тогда Тициана. Художник выполнил три работы: «Поклонение Венере» (1518-1520, музей Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» и «Вакханалия» (около 1523-1524, музей Прадо, Мадрид). Программа цикла была предложена одним из гуманистов знаменитого интеллектуального окружения герцога. Литературными источниками стали сочинения античных авторов, Катулла и Овидия.
Ариадну, покинутую Тесеем на острове Наксос, явился утешить Вакх. Тициан изображает момент первой встречи героев. Вакх выходит из лесной чащи со своей многочисленной свитой и устремляется к Ариадне, которая пугается его. В этой композиционно сложной сцене все персонажи и их действия объясняются античными текстами. Свита Вакха совершает свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, а сатир-малыш тащит за собой голову животного.
Картина Тициана не только демонстрирует замечательное мастерство еще молодого художника, но и свидетельствует о его широкой эрудиции.
Для коллекции герцога Феррары Тициан выполнил в 1523 г. полотно по мотивам классических мифов – «Вакх и Ариадна». Эта картина заказывалась для декорирования дворцовых стен в единой мифологической тематике. Прежде заказ поступил к известному тогда мастеру Рафаэлю, но его неожиданная смерть прервала воплощение задуманного. Тогда работа перешла к юному венецианскому дарованию Тициану. И теперь все мы можем наблюдать великолепное исполнение в картине поэзии Катулла и Овидия в лондонской галерее.
Сюжет полотна повествует о древнегреческой истории. Два главных персонажа – бог Вакх и Ариадна встречаются взорами в левой стороне картинного изображения. Правую же часть занимает разношерстная многочисленная свита молодого бога: могучий бородатый мужчина, обвитый змеями, музицирующие женщины, мальчик сатир с головой убитого животного и другие интересные персонажи.
Вакх будто зависает в воздушном пространстве, делая шаг для выхода из колесницы. Розовое полотно, чуть прикрывающее его тело энергично откинуто и развивается на ветру; взгляд неотрывно устремлен на прекрасную гостью острова Наксос. Ариадна, брошенная здесь уплывающим на корабле Тесеем, напугана неожиданным появлением группы людей на тихой земле. Еще не отвлекшись от случившегося трагического расставания, она ловит взгляд пришедшего утешить ее Вакха.
Композицию можно разделить на два равных треугольника по диагонали полотна. В левом – голубеет небо и случается возвышенная влюбленность между Ариадной и Вакхом. В правом треугольнике – атмосфера противоположна: вольные гулянья и животная дикость.
В небесной глади проступает отчетливое скопление звезд – созвездие, в которое будет позже превращена закинутая на далекий остров Ариадна.
Заслуга Тициана в изумительном мастерстве написания динамичных фигур и в гармонично подобранной насыщенной цветовой палитре картины.