Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.
На картине «Богатыри» изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П. Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов — это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. «Матёр человек Илья Муромец» — говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. «А конь под Ильёй лютый зверь» — продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах — величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Над этой картиной, – настоящее название которой как раз просто «Богатыри»! – Васнецов работал особенно долго. Это и понятно. Художнику важно было изобразить три совершенно различных типажа российских витязей, а троим столь различным персонажам необходимо было и тщательно вырисованное, но тоже разное вооружение.
К примеру, в руке Муромца мы видим булаву, или боевой (на железной или окованной железом рукоятке) шестопер, причем таких размеров. – а, следовательно и веса, – что стройный Алеша Попович вряд ли бы и удержал, не говоря уж о том, чтоб ловко орудовать им в бою.
Конные витязи вооружались стандартно: меч, копье, щит, что-то для «души», по характеру воина – или палица, или несколько дротиков, но по васнецовским «Богатырям» этот набор оружия распределен самим художником. Добрыню и Поповича лишили копий, а у Алеши за спиной еще и не разберешь, то ли все же щит, то ли – вторая тула(защищенный колчан) со стрелами. В последнем случае большая часть народных анекдотов об этом шедевре живописи вполне оправдана. Но на то и шедевр – чтоб получить и новую жизнь в народном творчестве.
Зато Васнецов одержал верх над критиками (как современными ему, так и сегодняшними) в другом вопросе – по поводу возраста Добрыни: художника укоряли, что тот не молод. Но на картине все верно: Добрыня-то и по былинам не слишком юн, а уж реальный Добрыня Никитич из летописей устроил кровавый переворот в пользу будущего Святого Князя Владимира и вовсе в более, чем зрелом возрасте. Ну и с удивительным мастерством созданные на полотне кони – красивы и соответствуют вооружению и даже характерам богатырей.
Но помимо столь разных, «говорящих» со зрителями фигур и лиц самих богатырей, огромную роль в картине играет и пейзаж за их спинами. Детально прорисованы поросшие лесом холмы на заднем плане, все еще русские, если судить по елочкам, и травяные – на переднем. Это уже, видимо, Дикая Степь, где богатыри и несли свой дозор. Но там, куда ступили русские витязи – там и земля родная, вглядитесь – рядом с копытами коней уже зеленеют молоденькие еловые побеги.
Существовала даже версия, что богатыри – воплощение трех различных, но братских народов: русского (Илья), украинского (Добрыня) и белорусского (Алеша Попович). Но эту версию советских искусствоведов оставим пока для более дружных времен. Шедевр Васнецова великолепен и без «националистического», как ответили бы сейчас на это предположение, подтекста.