Известная картина настоящего мастера была написана в 1917 году и посвящена одной из главных героинь русских народных сказок, Бабе Яге. Эта женщина всегда олицетворена собой настоящее зло и являлась всегда самым отрицательным героем, справиться с которым было совсем непросто. Она издревле похищала детей, заколдовывала красавиц и заманивала добрых молодцев. По работам Васнецова видно, что автор очень любит русские сказки, ведь все его герои имеют свой образ и характер, сразу ощущающийся при ближайшем рассмотрении его работ. И героиня этой картины кажется живой и вполне реальной. Баба Яга, одетая в ярко-красную юбку, летит в ступе с добычей. Злобная старуха довольно скалится, её седые неопрятные космы развиваются, от неё просто исходит торжествующее зло. Почему-то одна её нога боса и обнажает уродливые кривые пальцы с длинными ногтями, на второй — убогий лапоть, бабка отталкивается метлой, направляя вперёд свою ступу. Её сегодняшняя охота вполне удалась и в её руках зажата добыча-маленький мальчик, одетый в белое. Он бессильно свесился с рук старой ведьмы, полностью смирившись с судьбой. Вокруг бушует ураган, кажется, что деревья протягивают к похитительнице свои кривые ветви, вдали бушует пожар, как будто ведьма оставила после себя одно разорение и зло, рядом летит филин, сопровождая мрачную хозяйку ночи.
Вся эта картина дарит весьма негативные эмоции, неприятная главная героиня, уродливый пейзаж, тревожное зарево пожара — всё это создаёт впечатление торжества зла. Есть версия, что сюжет этой картины олицетворяет собой Октябрьскую революцию, чей цвет несёт в себе красная юбка главной злодейки, а пожар и похищенный мальчик означают жертвы и разорение, но такая версия ничем не подтверждается, и художник никаких пояснений не оставил.
Баба Яга является литературным персонажем практически всех русских сказок, где ей отводиться роль страшной злодейки, похищающей детей. Но среди художников тема сказок почему-то не прижилась, так как вплоть до конца XIX века живописцы предпочитают изображать нечто реалистическое, либо классическое, но никак не сказки. Исключение являют собой только работы В. Васнецова, который уже на заре нового века воплощает свою давнишнюю мечту, поведать миру о всей красоте русской сказки, которая с самого его детства волновала и завораживала.
Поэтому в 1917 году на свет появляется известная картина «Баба Яга». Сюжет картины достаточно прост, но, тем не менее, интересен. Среди бушующих и завывающих под порывами ветра деревьев летит она – Баба Яга, выставив вперед свою метлу, чтобы смести с лица земли все доброе и светлое, оставив одно лишь зло. Васнецов изобразил Бабу Ягу в виде костлявой старуха с белыми, развевающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку. Как ей и положено несет старая ведьма к себе в логово маленького мальчика, которого казалось только, что выдернула из постели. Она никого не боится, выражение лица торжественное, и злобное, рот приоткрыт, показывая зрителю всю мерзость острых зубов.
Художник смог изобразить ее настолько сильно, что иногда, кажется, будто она готова сойти с картины, прямо к своему зрителю.
Персонаж бабы Яги в самом центре полотна, но вдали, присмотревшись можно увидеть зарево пожара, а правой стороны изображен филин, спутник ночи, птица сама по себе мрачная.
В общем, весь сюжет настолько печален и трагичен, что возникает иногда вопрос, как такой жизнерадостный художник как Васнецов смог написать настолько трагическое произведение. Исследователи его творчества связывают эту картину с Октябрьской революцией, которая также как и Баба Яга нежданно ворвалась, зажгла огонь и похитила тысячи жизней. Подтверждением тому служит красный цвет юбки персонажа, так как красный, как известно, являлся центральной темой и символом власти у большевиков.
Может это и так, но сам художник никаких по этому поводу записей не оставил. А картина стала одной из лучших в его творческой судьбе.