Анализ картины Вечеллио Тициана Любовь небесная и Любовь земная - Тициан Вечеллио
Анализ картины Вечеллио Тициана Любовь небесная и Любовь земная

Анализ картины Вечеллио Тициана Любовь небесная и Любовь земная

Эта картина является величайшим образцом классической венецианской живописи. Работа была выполнена на заказ для знатного вельможи Николо Аурелио как свадебный подарок его невесте.

Интересен тот факт, что подлинное название картины так и не было установлено. Сегодняшнее название «Любовь небесная и Любовь земная» закрепилось за картиной в результате многочисленных дискуссий экспертов.

Идейное содержание также до сих пор вызывает споры. Композиционно полотно разделено на две половины. На каждой половине изображены молодые девушки, с левой стороны — изысканная дама в роскошном шелковом одеянии, с правой — обнаженная дева в образе богини любви Венеры.

Возможно, так будущий супруг хотел подчеркнуть, насколько сильна его любовь. И из обычной земной семейной жизни искреннее чувство способно вознести их сердца к небесам и приблизить к миру богов. Как символ неугасаемой любви обнаженная девушка держит в руках чашу с огнем.

В центр картины художник поместил мраморный колодец, в основание которого заложен саркофаг. Такое необычное изображение может означать связь прошлого и будущего. Сцена убийства на саркофаге напоминает о нелегкой судьбе предков супруги. Но прозрачная как слеза вода в колодце олицетворяет веру в светлый и чистый дальнейший путь этой новой молодой семьи. Играющий с каплями амур являет собой облик младенца, символизируя продолжение рода.

Таким образом, в неразгаданном до сих пор сюжете картины каждый найдет для себя ее истинный смысл.

Наполняя полотно яркими красками великий мастер подчеркивает благоприятное назначение картины. Колоритный блеск драпировок придает работе особый шарм. Воздушность произведению добавляет гениально исполненный пейзаж на заднем плане.

Этот шедевр итальянской живописи мечтают заполучить в свои частные коллекции самые влиятельные и богатые люди. Однако, галерея Боргезе в Риме до сих пор отклоняет все заявки на покупку, даже за баснословные суммы.

Картина была написана к свадьбе одного знатного венецианца в подарок невесте. Изначально она не имела даже названия. И лишь спустя какое-то время, примерно через два столетия, полотно начинает выставляться под названием «Любовь небесная и Любовь земная». Надо отметить, что в галерее у картины были разные названия, например «Три типа любви» или «Божественная и светская женщины», однако прижилось только одно.

Сюжет картины спорен и имеет различную трактовку критиков и искусствоведов. У мраморного колодца, или источника с отделкой в виде фигур лошадей и обнаженных людей, в кодах которого плещется руками младенец – ангелочек, сидит молодая женщина.

По всем приметам видно, что женщина замужем. Она в белом блинном платье, характерном для замужних дам, подпоясана, волосы ее распущены. В некоторых культурах – это тоже знак, что женщина замужем. Руки ее в перчатках, что характеризует ее преданность и чистоту в браке. На заднем фоне видна пара кроликов, как символ плодовитости.

Хорошо одетая женщина левой рукой держит шкатулку для рукоделия, это также признак состоятельности и благополучия. Женщина изображена, как олицетворение земной любви, любви мужа и жены, любви в браке. На то, что эта женщина замужем указывает и венок из мирта на ее голове.

Рядом с женщиной, на самом краешке источника расположилась Богиня. Скорее всего – это обнаженная Венера, Богиня любви. В руке у нее чаша с горящим в ней огнем. Голова ее повернута в сторону дамы в белом платье. Опершись второй рукой о край колодца, Венера как-бы благословляет и одаривает женщину небесной, божественной любовью.

На заднем фоне картины деревья, поля, холмы перемежаются с водоемами и городскими постройками. Справа на холме виден большой белый каменный дом, или даже несколько домов. Слева, за двумя озерами тоже виднеются городские башни.

На картине прослеживается общая парность: две женщины, два вида на городские постройки, два голубых озера, два кролика. У самого озера на равнине изображены два всадника.

На парапете мраморного колодца около руки Венера изображена большая пиала, как символ семейного очага и благополучия. Венера принесла огонь любви, чтобы крепким и чистым был брак, и пылала любовь, как красный плащ Венеры.

Великому художнику Тициану однажды заказали картину, которую он даже никак не назвал, так как не знал, что создает один из величайших шедевров художественного искусства. Картина была написана в 1514 году, по случаю свадьбы богатого венецианца, который видимо, заказал прекрасное полотно в подарок своей невесте. Спустя много лет картина была выкуплена, и стала показываться зрителям под названием «Любовь небесная и Любовь земная».

Никто так и не узнал, что имел ввиду художник, рисуя данную композицию, изображающую сидящую возле колодца леди и богиню, которая спустилась к ней для важной беседы. Понять, что это на самом деле богиня, можно по тому, как она прелестно и идеально выглядит, какие формы у этой женщины, которая в своей наготе настолько прекрасна, что никем иным, просто быть не может.

Голова обнаженной женщины повернута к прекрасно одетой даме, как бы вопрошая ее о чем-то. Дама же замерла в задумчивости, словно прислушивается к далекому голосу. Чуть позади этой пары играет мальчик-купидон.

На заднем плане картины виднеется озеро, а за ним зритель может увидеть город, и торчащий церковный шпиль. Сцена происходит в сумерках, которые сгущаются за спинами главных действующих персонажей, и только свет, исходящий от этих двух прекрасных созданий позволяет зрителю видеть всю картину яркой и светлой.

Исследователи предполагают, что данные женщины, это Медея и Венера, но вполне возможно, что эта девушка, одетая в богатое платье и есть невеста, которой предназначалась картина в качестве подарка, а богиня, сошедшая с небес, пришла позавидовать ее красоте. Амур же символизирует любовь жениха к своей невесте. Также имеется версия, которая представляет картину, как рисованный пересказ сюжета известной тогда книги венецианского писателя Франческо Колонны.

Сам того не зная Тициан написал лучшую картину прошлого и нашего времени, которой продолжают восхищаться, даже критики его творчества.

История создания

«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан написал в 1514 г., по заказу одного из секретарей управляющего республикой Совета Десяти – Никколо Аурелио. Жанр произведения – аллегория, стиль – Чинквеченто. Этот факт подтверждает изображение его родового герба, которое Тициан поместил на барельеф саркофага, находящегося в центре композиции. «Любовь небесная и Любовь земная» предназначалась в качестве свадебного подарка Аурэлио своей невесте, состоятельной вдове по имени Лаура Багаротто. Многие историки искусства считают, что картина была призвана смягчить скандал и остудить пересуды, связанные с этой свадьбой. Знаменитый уже тогда Тициан и его картина должны были укрепить сомнительную репутацию этого союза.

Дело в том, что покойный супруг невесты заказчика, Франческо Боррромео, выступал в недавно прошедшем военном конфликте против Венеции, в армии Максимилиана I. После поражения императора он был, скорее всего, осужден Советом Десяти и приговорен к смерти. Вскоре был казнен и отец Лауры – его тоже сочли причастным к измене зятя (как считается, несправедливо). Этот мотив картина отразила в сцене насилия, вырезанной на саркофаге.

После смерти своего создателя и заказчика «Любовь небесная и Любовь земная» выставляется на продажу. В начале XVII картина приобретается Шипионе Боргезе, меценатом. Покупатель помещает ее в Римскую галерею, названную его именем. Там картина найдет свое пристанище надолго. В самом конце XIX в., когда Тициан ценился особенно высоко, миллионер Ротшильд сделал попытку выкупить полотно «Любовь небесная и Любовь земная». Картина была оценена предпринимателем в более чем 4 млн., но это предложение ожидал отказ. «Любовь небесная и Любовь земная» осталась в Риме.

О авторе

Тициан Вечеллио родился в венецианской провинции Пьеве-ди-Кадори. Сведения о годе его рождения рознятся – предположительно, Тициан родился между 1488-м и 1490-м годом. Отец художника был политиком и военным. В Венецию Тициан переехал в отрочестве, первое время работал в мастерских художников Беллини – братьев Джентиле и Джованни. Он знакомится с несколькими прославленными мастерами ренессансной венецианской школы. Совместно с Джорджоне Тициан пишет свои первые серьезные работы.

После смерти Беллини и Джорджоне в Венеции не остается более выдающихся мастеров, чем Тициан. Он получает звание первого художника Республики. Тициан предпочитал масштабные, динамичные сюжеты и яркие контрасты оттенков. Основными сюжетами его работ были:

Сцены из Священного Писания.

Мифологические сюжеты, по большей части – из античных мифов.

Портреты знатных особ, многих Тициан изображал в аллегорической форме.

«Любовь небесная и Любовь земная» относится, скорее, ко второй категории – картина не включает портретов заказчика и его невесты, женщины, изображенные на переднем плане – символические воплощения Любви, в виде античных богинь.

С годами Тициан приобретает все большее влияние в Италии, пользуется покровительством могущественного герцога Мантуи Гонзага. Самый плодотворный период его творчества – 1530-1540-е годы. В 1548-м Тициан уезжает в Германию по приглашению Карла V. В поздний период работы художника серьезно эволюционируют в сторону реализма и естественной гаммы оттенков. Тициан меняет манеру – его картины уже не пестрят яркими красками, но переливаются множеством золотисто-бежевых полутонов. Полотна художника приобретают зернистую структуру.

Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы, свирепствовавшей по всей Западной Европе. Несмотря на запрет, его тело не было сожжено, но предано земле. Художник похоронен в Венеции, в церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фраи.

Описание картины

«Любовь небесная и Любовь земная» изображает двух женщин, сидящих на противоположных концах саркофага. Над крышкой последнего склонился купидон. Вдалеке, за рекой, виднеется город. Цветовая палитра полотна – приглушенная, с плавными, гармоничными переходами, которыми известен Тициан.

Основные цвета, которыми написана картина «Любовь небесная и Любовь земная»:

Темно-зеленый.

Прозрачно-голубой.

Болотный.

Молочно-белый.

Алый.

Ярче всего Тициан выделил на фоне листвы и неба женские фигуры в белом и алом. Картина имеет оригинальные размеры 118×279. Обе героини олицетворяют две ипостаси, сущности любви – Супружескую и Духовную. Существует версия, что картина иллюстрирует встречу Медеи с Венерой: первая – в платье, вторая – обнаженная. Но одинаковые лица девушек говорят против этой теории. Первая героиня одета в роскошное платье, приличествующее состоятельной замужней даме, спокойна и безмятежна. Картина изображает ее в окружении символов счастливого замужества и плодородия – кроликов, цветов шиповника и вечнозеленого мирта. Перчатки и богатый пояс на ее одеянии – символы верности и благопристойности.

Вторая героиня полотна «Любовь небесная и Любовь земная» показана практически обнаженной, с легкой, динамичной позой и мечтательным взглядом. Ее лицо обращено к собеседнице, она, возможно, пытается ее соблазнить, ввести в грех, но терпит поражение. О возвышенной сущности этой Венеры картина намекает через горящую лампаду в ее руке – символ священного, ритуального огня. В этом двойном образе – «Любовь небесная и Любовь земная» — Тициан изобразил эфемерную мечту и женщину, доступную обладанию.

Горный рельеф, переходящий в равнину – символ сложной жизни той, кому была посвящена картина – Лауре Багаротто – и ее окончательного выбора в пользу покоя и благопристойности. Заметны в композиции и траурные нотки – мрамор, издавна ассоциировавшийся с могилой, жестокая сцена на стене саркофага. Сцена охоты с собаками на заднем плане – вполне традиционная аллегория сватовства и скорой свадьбы. Равнина намекает на будущие наслаждения супружеской жизни. В целом, картина наполнена ощущением покоя и умиротворения, оживляемых едва ощутимой ноткой тревоги, предчувствия перемен и ожидания счастливого будущего.