Анализ картины Анри Матисса Женщина в шляпе - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Анри Матисса Женщина в шляпе

Анализ картины Анри Матисса Женщина в шляпе

В 1905 Анри Матисс перестал использовать технику дивизионизма. Он увлекся смелыми сочетаниями чистых цветов, немыслимыми и негармоничными с точки зрения искусства прошлых эпох. В Осеннем Салоне этого года художник выставил картину «Женщина в шляпе». В выставке также участвовав Альбер Марке, учившийся вместе с Матиссом у Гюстава Моро в Школе изящных искусств, Морис Вламинк и Андре Дерен. Их работы с кричаще-резким колоритом и намеренно упрощенными формами, ставшие словно оскорблением для публики, послужили причиной скандала и были названы дикими. Это метко сказанное слово и легло в основу названия нового направления живописи — фовизм (fauve — дикий).

«Женщина в шляпе» Анри Матисса также вызвала бурю негодования. С портрета на зрителя смотрит дама в высокой шляпе, сидящая вполоборота. Асимметричные черты лица, дикие краски — изображение так не походило на реального человека (а ведь портрет призван, в первую очередь, воспроизводить облик модели), что не могло не показаться уродливым.

Когда работа была выставлена на показ широкой публике, знаменитые эстеты посчитали ее оскорблением творчества. Поскольку в ней намеренно отсутствовали сложные линии и приятные глазу цвета, разразилась волна негодования среди зрителей. Многие посчитали ее вызовом обществу, назвав дикой. Отсюда и произошло новое веяние в творчестве.

Матисс будто играл на нервах критиков, демонстрируя данную работу. На ней изображена женщина в большой несуразной шляпе. Да и сама героиня мало чем напоминает настоящую женщину. Умышленно созданные кричащие цвета, несмотря на противоречия вокруг, оказались довольно сочетаемыми между собой. Художник хотел придать своему персонажу некую самостоятельную жизнь, четко разграничив реальность и фантазию. В его работе дама живет сама по себе, ее черты лица невообразимым образом упрощены, будто специально изуродованы. Сочетание оттенков мажорного ряда (зеленый, желтый, красный, ярко-синий) придает картине приподнятое настроение и игривость. Подобный подход был крайне рискованным в те времена, несмотря на прогрессирующее искусство европейских стран.

Вызвав столь бурную реакцию на свою работу, Матисс будто радовался подобному. Современники утверждают, что он намеренно исключил наличие стандартов живописи в своих работах, чтобы показать обществу истинное лицо живописи — не связанное с рамками привычного и призванное вызывать реакцию. Картина «Женщина в шляпе» – отличное тому подтверждение.

Публика уже признала живопись импрессионистов, которая когда-то вызывала не меньшие скандалы. Достаточно вспомнить «Обнаженную» Огюста Ренуара, в которой на тело героини зеленая листва отбрасывала рефлексы, названные критикой «трупными пятнами». Однако Матисс пошел еще дальше. Художник максимально усиливает звучание красок, доводя его до абсурда. При этом странные резкие цвета удивительным образом гармонируют друг с другом, придавая колориту мажорное звучание. Картина живет своей жизнью, не зависящей от жизни реальной героини, окружающей действительности и колористических отношений, существующих в природе. Она формирует представление о гармонии цветовых сочетаний, ранее не встречавшихся в европейской живописи, рассчитанное на новую эстетику восприятия художественного произведения. Матисс творит принципиальное искусство, абсолютно свободное от правил и канонов.