Анализ картины Тициана Вечеллио Флора - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Флора

Анализ картины Тициана Вечеллио Флора

Всеми известную картину «Флора» Тициан Вечеллио написал в 1515 году. Она принадлежит к раннему периоду творчества художника и находится в галерее Уффици во Флоренции.

История создания картины

Издавна, полотно Тициана «Флора» вызывает у искусствоведов споры и сомнения. Изначально, исследовали утверждали, что оно написана не самим художником, а принадлежит современнику Тициана. Позже, искусствоведы всё-таки пришли к общему ответу, и согласились, что полотно принадлежит кисти Тициана Вечеллио. Однако, личность девушки, которая изображена на картине «Флора», так и не установлена. Известно, что она действительно жила, и её образ не выдуманный. Одно время считали, что это дочь художника Пальмы Старшего, но данные догадки не были подтверждены.

Название работа получила из-за охапки цветков, которые девушка держит в руке. Они отождествляют её образ с древней богиней растительности, которую так и называют «Флора».

Основные данные о картине «Флора»:

размер — 79,6 x 63,5 см;

картина «Флора» написана на холсте;

художник написал картину маслом;

жанр картины – мифологическая живопись;

стиль картины «Флора» — высокое Возрождение.

Краткая биография автора

Автор картины «Флора», Тициан Вечеллио родился в местечке Пьеве ди Кадоре, которое находится неподалёку от Венеции. Точная дата его рождения точно не известна, однако многие учёные склоняются к периоду1486-1490-х годов. Разногласия связаны с отсутствием документов, подтверждающих рождение.

Отец художника был инспектором на шахтах и занимал руководящий пост в местном самоуправлении. Семья Тициана была многодетной, но жили они не бедно. Достоверных фактов об образовании художника не известно, однако есть сведения, что навыками общения и письма на латыни он не владел, а данный факт был одним из показателей хорошего образования.

В возрасте 12 лет Тициан переехал в Венецию, где вместе со своим младшим братом начал изучать азы живописи. Он обучался под руководством известного художника Себастьяно Цукатто. Однако самые известные работы, в том числе и «Флора» были написаны позже, и считаются схожими по стилю с работами Джорджоне. С ним же у Тициана были тёплые дружеские отношения.

К 1516 году Тициан Вечеллио стал одним из ведущих венецианских художников. Основная часть его работ – это алтарные образы и частные заказы для богатой знати. В 1530 году автор картины «Флора» был приглашён самим императором, который удостоил ему титул рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Тициан стал первым живописцем, получившем столь высокое звание.

Всю свою жизнь он путешествовал по Италии, выполнял заказы императора Карла V и дружил с принцем Филиппом II. Надо сказать, что современники вспоминали Тициана как человека весьма общительного и дружелюбного. Умер он во время чумы, которая настигла Европу в 1576 году (точных сведений причины нет).

Описание

На картине «Флора» представлена молодая женщина невероятной красоты, которую многие называют слишком идеальной для реально существующей особы. Аккуратные, немного вьющиеся волосы спадают на плечи, голова наклонена, а рот сомкнут в еле заметной улыбке. Светлая ухоженная кожа говорит о том, что девушка с картины «Флора» из знатного рода. Её отстранённый взгляд устремлён в даль, а мысли витают где-то далеко.

От портрета, который написан Тицианом, как будто исходит свет и тепло. Девушка одной рукой аккуратно поддерживает накидку, которая падает с её плеча, а другой сжимает весенние цветы.

Подлинная история полотна «Флора» не известна, но учёные считают, что девушка была из знатного рода и принадлежала богатой семье. О её высоком социальном статусе свидетельствует светлая рубашка лёгкого покроя. Такую одежду в средние века надевали в первую брачную ночь. Она считалась символом непорочности и чистоты невесты. Пальцы руки, которой девушка держит накидку, сложены особым образом. Этот символ означает, что она готова расстаться с невинностью. И здесь у искусствоведов есть две теории: одни утверждают, что на полотне «Флора» Тициан изобразил чью-то невесту перед брачной ночью; другие наоборот говорят, что это обычная куртизанка, манящая мужчину в свои покои.

С особой уверенностью можно сказать лишь одно: на картине «Флора» Тициан представил девушку как олицетворение истинной женственности и красоты. Похожий образ женщины присутствует и в других работах Тициана:

Выбранная модель имеет сходства с работами одного из мастеров венецианской школы – Джоржоне, его знаменитой Лаурой. Неразгаданная загадка картины «Флора» привлекает внимание и позволяет зрителям подумать над секретами, которые уже никогда не будут раскрыты. Возможно это действительно, настоящая девушка, а может и фантазийный портрет автора, который был создан как собирательный образ античности, а получится таким натуральным.

О том, кто изображен на представленной картине Тициана (1488/1490-1576), венецианского художника Высокого Возрождения, спорят издавна. Одно время считалось, что это дочь художника Пальмы Старшего, ему приписывалось и само произведение, потом, когда оно вновь было признано работой Тициана, споры о героине картины продолжились. На мысль отождествить запечатленную девушку с Флорой, римской богиней цветов, наводил букетик в ее руке. И весь облик этого юного, цветущего, мечтательного существа с распущенными волосами, в спадающей с одного плеча белой рубашке и вправду ассоциируется с античной богиней.

В то же время это — портрет реально жившей венецианки, с золотистыми, по тогдашней моде, волосами и светлой бархатистой кожей. Вполне возможно, что молодой Тициан рисовал ее, фантазируя на тему античности, и получился живой, полнокровный и одновременно приподнятый над реальностью образ.

Вокруг картины «Флора» выдающегося венецианского художника эпохи Высокого или, по-другому, Позднего Возрождения Тициана уже давно не утихают споры. Изначально авторство данного шедевра приписывали другому известному художнику той поры, однако затем исследователи сошлись во мнении, что полотно все-таки принадлежит кисти Тициана. А вот личность героини так и осталась для многих загадкой. Известно только, что на картине запечатлена реально жившая венецианка.

Это цветущая молодая женщина необычайной, даже несколько идеализированной красоты. У нее длинные золотистые волосы, волной спадающие на женственные плечи, и нежная светлая кожа. Голова девушки наклонена, прекрасное со здоровым румянцем лицо задумчиво, мечтательный взгляд темных бархатных глаз направлен в сторону, а на губах застыла некая полуулыбка. Весь ее облик говорит о том, что красавица поглощена своими мыслями.

И в то же время лицо ее словно светится изнутри каким-то таинственным огнем. Свою спадающую с одного плеча бледно-розовую одежду женщина поддерживает пухленькой левой рукой. Правой рукой дама как бы протягивает нам свой букетик весенних цветов. Именно поэтому картина носит название «Флора» – имя древнеримской богини весны и цветов.

Глядя на молодую красавицу можно лишь догадываться, кем она была на самом деле. Возможно, эта чья-то невеста, если брать во внимание ее рубашку, похожую на брачную одежду. Подобные туники в то время одевали невесты как символ чистоты и непорочности. Искусствоведы также указывают на то, каким образом сложены пальцы на руке красавицы, говоря, что это знак того, что она скоро расстанется с невинностью. Некоторые считают, что на картине, напротив, изображена продажная женщина, куртизанка.

Однако нельзя все же отрицать сходство героини с римской богиней весны. Быть может, художник рисовал ее, воображая в голове античные мотивы, и потому образ молодой женщины получился таким возвышенным и будто оторванным от реальности. Но кем бы ни была эта прекрасная дама, ясно одно – ее притягательный чувственный облик стал истинным воплощением женственности, которая мало кого сможет оставить равнодушным.