Анализ картины Тициана Вечеллио Святой Себастьян - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Святой Себастьян

Анализ картины Тициана Вечеллио Святой Себастьян

Главной жемчужиной Эрмитажа является картина «Святой Себастьян» Тициана Вечеллио. Именно в этой работе художника наблюдается отражение всей его мудрости и мастерства. Картина обладает религиозными и мифологическими мотивами, поскольку на полотне изображен образ юноши, который был отправлен к римскому императору, однако скрытая предрасположенность к Христианству стала крайне губительна для него.

История написания картины

Полотно Тициана Вечеллио «Святой Себастьян» — результат творческого скитания художника в качестве великого колориста. Мастер размышляет не массой, не объемом, не линий, не пропорцией или светотенью, как большинство других творцов. Тициан Вечеллио предлагает мир и формы, созданные только красками, используя цветовые оттенки и сопоставляя тона в картине «Святой Себастьян».

Основные характеристики работы «Святой Себастьян»:

Работа выполнена Тицианом Вечеллио в 1570 году.

«Святой Себастьян» — картина, выполненная на холсте масляными красками.

Картина «Святой Себастьян» относится к религиозно-мифологической тематике.

Сегодня «Святой Себастьян» находится в Эрмитаже.

Тициан Вечеллио — живописец

Тициан Вечеллио – художник, который родился в 1488 году и прожил до 1576 года. Живописец является одним из главных представителей венецианской школы эпохи Возрождения. Мастер родился в семье политического деятеля. Однако отец рано заметил умения своего сына и отправил его на обучение в Венецию.

Среди интересных фактов из жизни Тициана Вечеллио следует выделить:

Художник прожил 90 лет, что невероятно для той эпохи. Поскольку средняя продолжительность проживания едва достигала 40 лет.
Тициан Вечеллио был признан королем живописцев, а также считался художником королей, поскольку многие короли и вышестоящие чины хотели, чтобы их портрет был написан именно этим мастером.

Художник считается основателем психологического портрета, поскольку он первый, кто сумел отобразить не только внешность своей модели, но и передать через полотно ее душу и характер.

Тициан Вечеллио стал первым художником, который обрел популярность в качестве мастера цвета: творец достигал в своих работах широкого разнообразия цветовых гамм, оттенков и переходных компонентов.
Мастером была разработана новая манера написания картины, которая предполагала накладывание краски на холст, используя кисть, шпатель или палец.

Описание полотна

Картина «Святой Себастьян» Тициана Вечеллио достигает размеров 210х115 см. Полотно передает образ великого гордого христианского мученика, который, как гласит легенда, был расстрелян стрелами из-за своей скрытой приверженности к Христианству.

Тициан Вечеллио изобразил в работе «Святой Себастьян» мощное тело мужчины, которое свидетельствует о непокорности и силе человека, а также передает его физические муки, гордый взгляд и вызов всем мученикам.

Художник в картине «Святой Себастьян» старался достичь уникального эффекта мерцающих оттенков не только с использованием различных цветов, но и применяя разную фактуру красок, используя разнообразные рельефности мазка. Согласно сведениям современников, Тициан Вечеллио в последние годы творил не только с помощью кисти, но и с помощью пальцев и лепил, которые позволяли получать невероятные сочетания оттенков, теней и уникальных переходов оттенков. Именно такой подход позволил достичь невероятных эмоций от картины «Святой Себастьян», которые так нравятся зрителю не только того времени, но и современности.

Картина «Святой Себастьян» — полотно Тициана Вечеллио, на котором изображен мученик, расстрелянный стрелами. Само полотно обладает неким скрытым смыслом. Дело в том, что полотно писалось во время исканий художником своих умений. Так, мастер сумел достичь невероятной отдачи красок.

Например, если сравнить раннего и зрелого Тициана Вечеллио, его главными объектами, которые передавали цветовые оттенки, были ткань и интерьер. Однако в поздний период, к которому относится картина «Святой Себастьян», мастер стал использовать для передачи красок тело человека, которое отличается беззащитностью и невероятно даже в нагом образе.

Так, поза святого Себастьяна, который привязан к дереву, показывает, что его не сломили, он все еще верит и не потерял свое достоинство, несмотря на то, что он находится на пороге смерти. «Святой Себастьян» олицетворяет веру художника в дух человека, его силу и совершенство.

Заключение

Картина «Святой Себастьян» — полотно, на котором изображен излюбленный образ римского воина, который, несмотря на все трудности, продолжает верить, остается несломленным и не теряет своего достоинства. Так и Тициан Вечеллио верит в силу духа человека, его непреклонность, стойкость и достоинство.

Раннее средневековье известно своими легендами и сказаниями, одно из них о юноше по имени Себастьян, который был направлен на службу к римскому императору Диоклетиану, но, скрытая приверженность к Христианству оказалась для него губительной: после расстрела стрелами он смог остаться в живых. Тогда его решили забить до смерти тяжелыми камнями. Как гласит предание, святая Лючия нашла тело мертвого юноши в канаве и захоронила останки в катакомбах.

Святого Себастьяна причислили к лику святых, а его образ не раз был использован другими венецианскими живописцами в своих картинах. Себастьян, который привязан к дереву, выглядит спокойным, мужественным. В его глазах можно прочитать решимость, а своей величественной позой он говорит о том, что способен вытерпеть все муки, но не откажется от своей позиции.

Герой с благородством встречает свою неизбежную кончину, лик которого обращен к небесным вершинам в надежде на справедливость там, на небе. Беспокойный и неровный свет освещает фигуру юноши.

Вся трагичность случившегося помогает глубже прочувствовать то, что находится рядом. Пламя вздымается от смертельного огня, кидая искры на фигуры юноши. Обнаженные ноги обнимает поднимающийся к верху дым. Потемневшее небо соединяется с почвой, и складывается впечатление, что гибнет не только святой, но и весь мир. Но полотно не написано с целью показать безнадегу и отчаянное положение, а с целью запечатлеть глубокую силу веры в непоколебимость людской души и могущество страдальца. С великим мужеством Себастьян противостоит злой силе.

Некоторые образы, пришедшие из античного мира, стали базой художественного замысла картины. Эту картину отличает гармония формы, равновесие, плавное течение кисти.

Автор полотна сумел добиться точного и прекрасного результата. Прилегающее место и сам герой запечатлены желто-рыжими, красными, изумрудными, сероватыми и черноватыми красками, которые отлично чередуются. Симфония красочности – так говорят об этой картине, несмотря на то что в ней преобладают не светлые цвета.

Образ великомученика, стойкого приверженца христианской веры, стал очень популярным среди людей искусства. Поэтому неудивительно, что венецианский художник Тициан изобразил его на своих полотнах.

Картина «Святой Себастьян» относится к поздним работам итальянца. Он изобразил святого, прикованного веревками к дереву, придав ему величественную позу. Художнику удалось четко передать стойкий нрав юноши, сохраняющего самообладание и спокойствие, несмотря на терзающую его боль. Он понимает, что смерть скоро овладеет им, и принимает ее наступление. Свет, падающий на лицо приговоренного, словно противоречит чувствам человека: он неровен и беспокойный.

Полную картину всего трагизма ситуации позволяет составить и окружающий фон. Полыхающий рядом костер вздымает вверх языки пламени, неверно освещая полуобнаженного юношу. Его ноги окружают клубы дыма. Небо темного цвета незаметно переходит в землю подобного оттенка. Отсветы, падающие на местность, создают впечатление, будто позади святого полыхает сильный пожар. Кажется, что вместе с Себастьяном умирает и остальной мир.

По замыслу Тициана, картина не отражает безысходность и отчаяние. Наоборот, она олицетворяет силу духа человеческого и его величие. Святой Себастьян не относится к религиозным фанатикам, посвятивших свою жизнь исключительно постам и молитвам. Это молодой человек, противоборствующий злу.

Картина «Святой Себастьян» строит на гармонии и равновесии линий и цветов. Именно последний выступает в качестве основного инструмента, позволившего передать главный замысел произведения. Как заметил один из исследователей, Тициан создал настоящую симфонию красок, отдав доминирующее положение темным оттенкам.