В период с 1511-1512 Тицианом была написана известная и необычная картина Цыганская мадонна. Изображение относят к раннему периоду творчества художника. Сейчас, картина хранится в Музее истории искусств в Вене.
Данные о картине
Полотно «Цыганская мадонна» находится в Вене, в Музее истории искусств и имеет следующие характеристики:
год написания – 1511-1512;
техника исполнения – доска, масло;
размер картины «Цыганская мадонна» — 65,8 × 83,5 см.
Являясь учеником Джорджоне, Тициан использует в работе «Цыганская мадонна» схожие для его творчества детали:
расположение людей на картине в виде треугольника;
тихая и спокойная атмосфера природы Флоренции;
нежное сочетание цветов.
Однако, в отличие от своих учителей, у Тициана точнее и чётче получаются лица, поэтому можно прочувствовать ту напряжённость и необычные взгляды «Цыганской мадонны» и Иисуса.
Тициан родился в небольшом городе близ Венеции. Точная дата его рождения до сих пор не известна, но учёные склоняются к периоду с 1474 – 1490 года. Отец Тициана работал на шахтах, и занимал неплохую должность. Семья жила в среднем достатке.
Уже в раннем возрасте, у Тициана проявился талант, и он был отправлен вместе с братом на обучение в Венецию. Там он служил в лавке у известных итальянских мастеров, одним из них был Себастьяно Цуккато. Однако только после того, как он подружился с Джорджоне создал первые серьёзные работы (роспись фресок в венецианском дворце Фондако-деи-Тедески).
Его работы уже в то время были известные, и он считался одним из самых популярных художников своего времени. Тициан работал с высшей знатью, был дружен с принцем Филиппом II и выполнял частные заказы королей. Возможно поэтому, на многих работах, в том числе и на полотне «Цыганская мадонна» используются дорогие ткани и модели из высших слоёв. Умер Тициан в 1576 году. Точная причина смерти не установлена, но скорее всего его настигла чума, которая вспыхнула в те годы.
Описание картины
На полотне «Цыганская мадонна» изображена Дева Мария с младенцем Иисусом. Название «цыганская» она получила из-за своего внешнего вида. На картине мадонна представлена как женщина со смуглым цветом кожи, тёмными волосами и карими глазами. Одежда у неё простого кроя, но видно, что ткань дорогая, а не обычный хлопок, из которого шили одежду простолюдинам. Цыганская мадонна одета в красное яркое платье и сверху на неё накинута сине-золотая ткань.
Иисус представлен ребёнком, который только-только начинает ходить. Он обёрнут в кусочек лёгкой ткани, но ему не холодно. Поза, в которой Тициан изобразил младенца на картине «Цыганская мадонна» необычная. Он стоит на стуле, но кажется, будто на самом деле предстал на пьедестале. Ребёнок повернут в сторону и напоминает известную статую Микеланджело Буонарроти «Давид».
Несмотря на то, что картина «Цыганская мадонна» относится к раннему периоду творчества художника, уже здесь видно, что Тициан отошёл от привычных в то время канонов изображения людей. Они находятся не в центре картины, а в его правой части. Вдали видна природа Италии, с её бескрайними полями и низким небесным сводом. За Марией находится яркая драпированная зелёная ткань. Точные изгибы ткани на полотне Цыганская мадонна Тициан изобразил настолько достоверно, что кажется, как будто её только недавно взяли из сундука, в котором она пролежала долгое время.
На картине «Цыганская мадонна» изображена Дева Мария с Иисусом. Работа получила такое название, так как девушка не похожа на европейку – у нее смуглая кожа и темно-карие глаза. Также заметны смоляно-черные волосы, выбивающиеся из-под белой накидки. Женщина одета в одежду простого кроя, но сразу понятно, что она пошита из хорошей, дорогой ткани. Это не хлопок, из которого шилась одежда для простолюдинов. Мария облачена в длинное красное платье, а сверху на ней белая с золотым шаль, которая полностью покрывает тело девушки.
Иисус изображен еще совсем ребенком, который только недавно научился самостоятельно стоять. Мать обернула его в кусочек белого шарфа из тонкой ткани. Но ребенку не холодно, скорее всего, это просто проявление любви и заботы. Интересна поза, в которой Тициан изобразил ребенка. Он стоит на столе, который больше напоминает постамент, а тело ребенка изогнулось точно, как статуя «Давид» знаменитого итальянского скульптора и художника Микеланджело Буонарроти. В те времена эта статуя была символом красоты, и отождествлялась с Возрождением.
Картина Тициана Вечеллио «Цыганская мадонна» относится к раннему периоду творчества венецианского художника. Однако уже здесь мы видим, что Тициан отошел от популярного в те времена способа изображать главную фигуру в центре работы. Здесь мы видим, что человеческие фигуры нарушают симметрию – они изображены в правой стороне полотна. За Марией мы видим драпировку ярко-зеленого цвета с полосками. Художник проявил невероятное мастерство изображая эту ткань: видно, что еще совсем недавно зеленое полотно лежало в сложенном виде, где-то в глубине сундука, поэтому мы можем наблюдать все изгибы и заломы ткани.
На заднем плане изображена невероятная природа Флоренции, с ее бескрайними зелеными полями и пьянящим низким небом.