Анализ картины Тициана Вечеллио Похищение Европы - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Похищение Европы

Анализ картины Тициана Вечеллио Похищение Европы

«Похищение Европы» —  это античный миф, описанный Овидием в поэме «Метаморфозы». Именно его положил Тициан в основу сюжета своей картины, написанной для короля Испании.

Согласно мифу, у царя Агенора была дочь – красавица Европа. Как-то раз девушке приснилось странное сновидение: за нее сражались две женщины, одна образе материка, названного Азией, а другая – страна, находящаяся далеко за морями. Во сне Азия проиграла, и царской дочери пришлось отправиться в чужие далекие земли. Девушка сочла сон предзнаменованием и стала молиться богам, чтобы они защитили ее от несчастья. После чего отправилась с подругами гулять по морскому побережью. На беду, красавица приглянулась Зевсу, главному богу на Олимпе. Он решил похитить царскую дочь, для чего превратился в белого тельца и спрятался среди стада, пасшегося на берегу. Когда Европа со своими спутниками проходила мимо стада, один из быков привлек ее своей красотой. Она подошла к нему и стала с ним играть, украшая его рога цветочными гирляндами – все это время животное оставалось спокойным. Но стоило девушке сесть на него верхом, как Зевс в зверином образе вскочил и унес девушку в пенное море.

Именно этот драматический момент изобразил Тициан в своем произведении. Огромный белый телец с человеческим взглядом скачет по морским волнам . На его спине полулежит Европа, охваченная ужасом: левой рукой она ухватилась за рога, а правой размахивает алой шелковой тканью, пытаясь подать сигнал подругам, которые остались на берегу. Ее спутницы видят, что царскую дочь уносят в море, но бессильны что-либо сделать.

Вслед за Зевсом, оседлав рыбу, плывет Амур. Поза его тела повторяет беспомощную позу девушки – это похоже на насмешку над попавшей в беду царевной. Также героев мифа сопровождает страшная зубастая рыба, плывущая рядом в воде – она отражает безысходность ситуации. Бедной девушке некуда деваться: лучше остаться пленницей Зевса, чем попасть в пасть к ужасному морскому чудищу.

Произведение получилось очень драматичным, полным накала страстей. Художнику удалось достичь такого эффекта с помощью мрачной и контрастной цветовой гаммы, а также диагональной композиции, которая задает движение, усиливает динамичность.

Известную картину Похищение Европы, Тициан посвятил мифологической тематике. Многие художники знаковой эпохи Ренессанса искали вдохновения в античных мифах. Картина «Похищение Европы», которое Тициан создал в последние годы европейского Возрождения, наполнено динамикой, эмоциями и психологизмом.

История создания

«Похищение Европы» было написано на закате Ренессанса – в 1562 г. За основу сюжета Тициан взял известный миф, описанный в «Метаморфозах» Овидия – эта книга обрела особую популярность в XVI в. Картина «Похищение Европы» принадлежит к жанру мифологической живописи – иллюстрируя античные мифы, Тициан мог позволить себе больше реализма, динамики и живых страстей, чем при работе над классическими библейскими мотивами.

Картина «Похищение Европы» писалась во время посещения художником Испании. Тициан создал это произведение по приказу короля Филиппа V, заказавшего живописцу целый цикл «поэзий» на античную тематику. Работа над полотном «Похищение Европы» длилась два года. После смерти создателя картина пережила немало событий:

В начале XVIII в. произведение было подарено испанским королем послу из Франции.
Последний принес в дар «Похищение Европы» регенту Филиппу II Орлеанскому.
Почти два столетия картина хранилась в Орлеанской галерее, но в 1896 г. ее выкупил представитель американского мецената Изабеллы Гарднер.
В настоящее время «Похищение Европы» находится в США, в Бостонском музее им. Изабеллы Стюарт Гарднер.

Тициан Вичеллио, самый прославленный живописец ренессансной венецианской школы, родился между 1488-1490 гг. – точно не известно. Место его рождения – провинция Беллуно, небольшой городок Пьеве-ди-Кадоре. Происходил Тициан из семьи государственного деятеля и военного, человека известного и уважаемого.

В отроческом возрасте будущий художник отправился учиться в Венецию – Тициан уже тогда хотел заниматься живописью. Главными учителями его стали братья Беллини, в чьей мастерской художник постигал азы изобразительного искусства. Также большое влияние на него оказали Лоренцо Лотто, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо и другие живописцы Венеции.

В конце 1510-х годов Тициан становится главным художником Венеции. Совершенствуя свой творческий метод, он переходит от фресок и портретов к масштабным религиозным, мифологическим и историческим полотнам. Благодаря покровительству Федерико Гонзага Тициан сходится с Карлом V, Папой Павлом III, Филиппом V, работает в разных странах, пишет портреты исторических личностей, монументальные панорамы и драматичные сюжеты. В поздний период, время полного раскрытия его таланта, Тициан создает полотно «Похищение Европы». Художник прожил довольно долгую жизнь – около 86 лет. Умер Тициан в 1576 г., заразившись чумой от собственного сына.

Описание картины

Картина «Похищение Европы» изображает миф о дочери царя Финикии – ее имя поставлено в название произведения. Верховный бог греческого пантеона, Зевс похитил ее, обернувшись быком. Картина показала воплощение божества в виде сильного, крупного белого быка, увозящего на своей спине кричащую, судорожно вцепившуюся в один из рогов животного девушку.

Вопреки сложившейся традиции, главные образы картина показывает не в центре, а ближе к правому нижнему углу. На берегу сцену в растерянности наблюдают подруги похищенной. Вокруг летают купидоны с луками и стрелами, один из них плывет на крупной рыбине. «Похищение Европы» имеет довольно масштабные размеры — 178×205. Эта картина написана маслом на холсте. Художник использовал для полотна «Похищение Европы» естественные, в меру яркие краски:

Насыщенно-голубую.
Светло-серую.
Золотисто-бежевую.
Молочно-белую.
Бледно-красную.
Горчичную.
Бирюзовую.

Ярче всего на полотне «Похищение Европы» изображено небо, красный шарф царевны и горчичного цвета покрывало на спине быка. В целом, картина выполнена в свойственных творчеству Тициана нежно-золотистых тонах.

Что хотел сказать автор

«Похищение Европы» практически не имеет скрытых смыслов и значимых символических деталей. Тициан выбрал этот сюжет из-за его динамичности, драматичности и эмоционального накала. Идеи и чувства, которые выражает картина: страх, беззащитность, страсть, желание и красота, способная погубить свою обладательницу.

«Похищение Европы» живо передает ужас и отчаяние девушки – она беспомощно оглядывается в сторону берега и оставшихся на суше подруг, губы ее разомкнуты в безмолвном крике. Одновременно Тициан подчеркивает ее красоту, реалистично вырисовывая почти не скрываемую тончайшим одеянием фигуру. Бык на полотне «Похищение Европы» мускулистый, мощный, с лоснящейся шкурой и длинными рогами, олицетворяет страсть. Это чувство картина передает как близкое к животному состоянию – яростное, беспощадное, толкающее на преступление чувство, заставляющего тех, кого она поразила, становиться опасным и для себя, и для объекта страсти.

Мифы доносят до нас удивительную историю. У царя Агенора были сыновья и дочь Европа, славившаяся своей неземной красой. В одну из ночей приснился ей беспокойный сон: за Европу боролись две женщины, воплощавшие собой два материка – родной и неизвестный ей; чужая земля в итоге одержала победу. Очнувшись от кошмара, девушка начала неустанно молиться, чтобы боги не допустили произошедшего во сне. А после она ушла на прогулку по лугу у моря с подругами.

Юные девушки веселились и собирали цветы. Их звонкие голоса услышал могучий Зевс, а увидев прекрасную Европу – мигом влюбился в нее. Задумав похитить возлюбленную, громовержец обратился быком и спокойно подошел к компании подруг. Они обступили прекрасное спокойное животное с золотыми рогами и блистающей бархатной шерстью. Бык присел на землю будто бы призывая девушку присесть, и Европа не устояла перед фантастическим созданием. Тогда Зевс резко рванул с места и быстрее ветра донесся до моря, а дальше плыл подобно дельфину до острова Крита, где и женился на похищенной.

Живописец Тициан изобразил момент, когда двое главных персонажей находятся на гребне волны. Европа оборачивается в тревоге к берегу, где две женские фигуры бросаются в ужасе к ней, исчезающей в волнах. Одежды смялись и оголяют пышные благородные формы тела. Три фигуры ангелов сопровождают композицию.

Полотно создано в стиле «позднего Тициана»: краски более жидкие, слоя наложены резкими, смешанными, широкими мазками, фигуры и фон слиты в единое целое, а эмоциональная жизнь показана очень экспрессивно.