«Побежденные. Панихида» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На ней изображены разрушительные последствия знаменитого штурма болгарского города Плевны. Для российской армии эти последствия выразились в громадных человеческих потерях.
Ко времени создания картины в России появилась тенденция изображать военные парады и маневры. В отличие от многих художников, война для Верещагина – это всегда война. Великая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и оставшихся в живых.
На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадежности и полной обреченности.
Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.
Картина «Побежденные. Панихида» выполнена в сдержанных осенне-сумначных тонах: светло-голубом, бежевом, различных оттенках коричневатого. Эти цвета выбраны, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации.
Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.
Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое. Подобными произведениями художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, показывая им, что в действительности значит слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие вот поля, усеянные трупами. Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины 19-го века и погибшего на флоте в Русско-Японскую.
До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны. Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных операций, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.
На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны. Этим лаконичным приемом художник наглядно продемонстрировал, что в любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы.
Полотно производит мощное эмоциональное впечатление на зрителей. Поражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кто-то решил воевать. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
Сложную тему картины подчеркивает выбранный художником колорит — тусклые, невыразительные краски, темная одежда живых людей, мрачное, налитое свинцом дождевое небо. Сама природа надела траур по безвинно павшим героям Плевны.
По ходатайству Владимира Стасова Верещагин в качестве военного художника состоял при штабе русской армии во время Русско-турецкой войны (1877–1878) на Балканах. Художник участвовал в военных действиях, получил тяжелое ранение на Дунае, при третьем штурме Плевны в августе 1877 года потерял брата Сергея. В октябре 1877 года в болгарской деревне Телиш, отбитой русскими войсками, Верещагин увидел свидетельство издевательств турок над телами павших русских егерей, воспринятое им как обобщенный символ войны. Под впечатлением пережитого он написал картины: «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея) и «Победители» (Национальный музей «Киевская картинная галерея» ).
Среди картин Балканской серии В. В. Верещагина особенно сильное впечатление оставляет полотно «Побежденные. Панихида». Картина, написанная в 1879 году, изображает последствия штурма Плевны, выражающиеся в огромных человеческих потерях для русской армии.
Участие самого автора в русско-турецкой войне позволило ему познакомиться с войной изнутри.
В России к девятнадцатому веку сложилась традиция показывать в произведениях искусства военные парады, маневры, учения. Верещагин этого никогда не делал. В картине «Побежденные. Панихида» война представлена как великое трагическое событие.
Перед нами – панорамное изображение огромного поля. Под хмурым небом здесь лежат тысячи солдатских трупов, едва присыпанных слоем земли. Кажется, что все огромное пространство до горизонта усеяно трупами. Верещагин передает чувство трагической обреченности, безнадежности, смиренной тоски. Священнослужитель справляет панихиду по погибшим за отечество. Рядом с полем, засеянным «смертью», со скорбным лицом стоит командир.
Картина «Побежденные. Панихида» отличается суровой сдержанностью колористического решения. Здесь преобладают сумрачно-осенние тона: оттенки коричневого, бежевого, серо-голубого цвета.
Полотно «Побежденные. Панихида» признавалось многими известными современниками Верещагина, как произведение очень высокое по замыслу и исполнению. Картина вызывает одновременно чувства сострадания и возмущения. Это смелое, обличительное произведение является как бы обращением художника к своим современникам и к потомкам. С беспощадной правдивостью, без прикрас, рассказывает оно о страшных бедах, которые несет с собой война простым людям.
Картина изображает панихиду по убитым русским воинам, проходящую под открытым небом. Зритель не сразу различает распростертые на земле тела, не сразу обращает внимание на свежевырытую братскую могилу и деревянный крест в левой части полотна. Но приглядевшись, он в ужасе видит изуродованные обнаженные трупы солдат, их отрубленные руки и головы, едва присыпанные землей. Кому-то, по воспоминаниям художника, турки отрезали под Телишем пальцы и вложили их в рот, кому-то вырезали православные кресты на лбу или на спине. Раздеты егеря были преднамеренно: не только для того, чтобы было чем поживиться врагу, но и чтобы легче было скрыть эти нечеловеческие зверства, присыпав трупы землей. Поэтому и сам художник (в реальности), и зритель (уже по замыслу автора) на картине – не сразу различают в бескрайнем поле обнаженные человеческие тела. «Все без исключения раненые наши под Телишем были предварительно прирезаны и изуродованы турками, и вместе с убитыми обшарены и раздеты догола. Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом перед общею могилою. Священник отслужил панихиду…» – писал Верещагин в каталоге выставки 1883 года в Санкт-Петербурге.
После гибели брата Сергея полотна художника о войне приобрели характер пронзительной личной боли. Всегда было принято считать Верещагина непримиримым атеистом, хотя он писал: «Христа уважаю, но правилам его мало следую…». Живописец тяжело переносил неизвестность о том, погребен ли его брат или находится в «открытой могиле». Православный обряд отпевания умерших на картине связан не только с убитыми под Телишем, но и со смертью Сергея и тысяч русских солдат под Плевной. Картина стала для Верещагина символической панихидой по всем душам (вне зависимости от национальности и вероисповедания), которые забрала война. «Побежденные. Панихида» – пожалуй, самое сильное философское произведение художника, наряду с «Апофеозом войны», 1871.