Анализ картины Василия Верещагина Подавление индийского восстания англичанами - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Подавления индийского восстания англичанами

Анализ картины Василия Верещагина Подавление индийского восстания англичанами

Василий Верещагин запомнился в русской культуре, как известный исторический живописец, который пытался сохранить в своих картинах значимые события, быт людей, интересные факты. Художник много путешествовал и поездка в Индию, на него произвела неизгладимое впечатление.

Вдохновленный поездкой в незнакомую для русского человека страну, он написал ряд картин, посвященных Индии, на которых были изображены незабываемые пейзажи, необычная архитектура, экзотические одеяния людей.

Но больше всего, общественность ошеломила картина «Подавление индийского восстания англичанами» 1884 года, где изображено сцена за несколько мгновений до казни индийских повстанцев. Работа ценна тем, что как и любой исторический живописный труд, имеет замысел художника, а также сообщает важные исторические факты.

Информативность работы Василия Верещагина состоит в том, что жестокое обращение англичан с колониальными индусами действительно имело место в истории, и сам автор был свидетелем этих жестоких расправ с повстанцами.

Автор хочет показать силу духа индийского народа, в картине видно, как повстанцы привязаны к пушками, английские же солдаты в свою очередь ждут команды расстрелять повстанцев. Не смотря на безнадежность положения, повстанцы, среди которых есть и пожилые люди не сломлены и готовы с честью принять смерть за свою родину, им не стыдно и не страшно умирать, потому что они боролись за свободу своих детей, своего народа, своей отчизны.

В 1874-1876 гг. и в 1882 году В. В. Верещагин совершил две поездки в Индию. Результатом поездок стала серия картин и этюдов о природе страны, жизни и быте ее народов. С большим мастерством живописец показывает в своих произведениях блистательную южную природу, памятники индийской архитектуры, пестрые национальные одежды.

У художника имелся также замысел написать цикл картин, в которых будет показана история покорения Индии англичанами и жестокого ее угнетения. Осуществить этот грандиозный проект Верещагину не удалось, однако несколько полотен на эту тему было создано. Самое знаменитое из них — «Подавление индийского восстания англичанами» (1884).

На полотне запечатлен факт расстрела англичанами индийских крестьян, восставших против колонизаторов. Мы видим яркий солнечный день и синее южное небо. На переднем плане полотна изображен ряд из большого количества пушек, рядом – военная прислуга. Приговоренные к казни индийцы намертво привязаны к стволам пушек. Очевидно, что при выстрелах их тела должны быть разорваны на куски.

Среди приговоренных к казни – пожилые крестьяне, всю жизнь посвятившие тяжелому труду. Они испытывают страшные душевные и физические муки, но не выглядят сломленными, побежденными. В их образах так много нравственной силы, благородства и обаяния, что становится понятно, что победить дух могучего народа не в силах никакая казнь.

Полотно отличается законченностью, присущей лучшим полотнам Верещагина, тщательным рисунком и проработкой мельчайших деталей. По своему эмоциональному заряду «Подавление индийского восстания англичанами» — одно из самых сильных произведений в мировой живописи, направленных против колониального порабощения народов.

Художник также затрагивает тему колониализма XIX века, так как страны захватчики превращались из колонистов в рабовладельцев, не предоставляя никаких прав людям, что проживают в колониях. Картина постоянно держит зрителя в напряжении, так как неизвестно будет ли дана команда, и произведется ли последний выстрел.

Василий Васильевич Верещагин хотел создать серию произведений о покорении Индии англичанами. Но после двух поездок туда написал лишь несколько полотен, одно из которых — «Подавление индийского восстания англичанами». Эта картина — одна из трех, описывающих жестокость казней.

Всё можно понять без длинных статей и долгих разъяснений — достаточно взглянуть на холст. Живописец-передвижник написал картину, сохраняя документальную точность, уделяя особое внимание деталям. Он прорисовал форму английских солдат и страдальческое выражение лиц восставших сипаев.

Несмотря на то что художник смог объединить достоверность произошедшего с детальным рисунком и тщательно разработанной композицией, такой прием академической живописи, как яркие краски, уступил место правдивому изображению события.

Сюжет

Но Верещагину удалось изобразить солнечный день. Синее безоблачное небо и яркое солнце придают полотну драматизма. Ведь ужасно быть казненным в такой прекрасный день подобным способом.

На картине не обычный расстрел повстанцев колонизаторами, а поражающий своей жестокостью — пушками. Мятежников, борцов за независимость Индии от Британской империи, привязывали к дулам пушек, после выстрела которых их тела разрывало на куски.

«Дьявольский ветер»

Казнь «дьявольский ветер» или «развеивание из пушек» была страшна для религиозного населения не только в физическом смысле. По верованиям индийцев они должны предстать перед Высшим целостно, а не в истерзанном виде.

Верещагина обвиняли в клевете, утверждая, что в этот изощренный вид казни был применен британской армией единожды. Художник же, объехавший всю Индию дважды, уверял, что казнь «дьявольский ветер» была популярна и применялась часто.

Местонахождение оригинала картины неизвестно, так как она пропала бесследно после его продажи на аукционе в Нью-Йорке.