Василий Верещагин любил путешествовать, и практически все время находился в разъездах. За свою жизнь он успел побывать в нескольких десятках стран. Среди них и США, и Китай, и множество регионов Кавказа и Закавказья. Однако особую роль в его творчестве сыграли 2 поездки в Туркестан.
Именно воспоминания о страшной войне в Самарканде и стали пищей для мозга и вдохновением для творчества художника. В период с 1867 по 1870 год он совершил свое первое прибытие в страну. Тогда из-под кисти художника вышел шедевр «После неудачи», датированный 1868 годом. Появление картины совпало с обострением военно-политической ситуации в регионе. Именно тогда происходили масштабные военные операции, ставившие своей целью присоединение территорий Азии к России. Это стало поводом для борьбы местных жителей с русскими солдатами.
Для полноценного освещения событий того времени, Верещагин к полотну «После неудачи» написал вторую парную картину «После удачи». Оба шедевра описывали события «священной войны» с двух сторон. Произведения отображали жестокую и кровопролитную сторону битвы для каждого воюющего государства.
Сюжет незамысловат, но красноречив. На заднем плане изображена крепостная стена. Над ней витают вороны – символический образ смерти. На переднем плане расположены мертвые тела бухарцев. Рядом с ними безмятежно общаются русские войны. Один и вовсе неспешно курит рядом с погибшими.
Полотно осуждает такое бездушное поведение солдат, полностью отрицая привычный образ благородных воинов-победителей. В картине звучит немой укор кровопролитию и молчаливому спокойствию убийц.
Эта картина непосредственно связана с предыдущей. Здесь азиаты, которые ранее нашли ценный трофей – голову белого человека, сами погибли в бою. Их тела можно разглядеть в груде трупов у крепостной стены. Рядом спокойно курит представитель армии победителей – русский солдат. Несмотря на весь ужас происходящего, он уже давно равнодушен к крови и убийствам. Вот так война меняет человека.