В творческом наследии В. В. Верещагина видное место занимает Балканская серия картин, которая создавалась художником с 1878 по 1881 год. Серия посвящена суровым будням войны, ежедневному геройству и страданиям рядового русского солдата.
Одной из самых известных картин Балканской серии по праву считается полотно «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». Полотно было создано в 1878 году и посвящалось штурму Плевны, стоившему русской армии огромных жертв.
Перед нами – панорамное изображение долины, окруженной цепью невысоких гор. Вдали еще видны дымки военных пожарищ, а здесь, в долине, раскинулся походный лазарет, состоящий из четырех палаток. Палатки не в силах вместить всех раненых, которые нуждаются в помощи после сражения.
Одни раненые ковыляют сами, других приносят на носилках – и, кажется, во всей округе нет клочка земли, не занятого несчастным. Лежа под палящими лучами солнца, люди ждут, чтобы им оказали первую помощь и перевязали раны. Художник рисует страшные картины человеческих мучений. Лица многих солдат искажены болью, на некоторых мундирах – следы запекшейся крови.
Создавая картину, Верещагин стремился к документальной точности изображения, для чего он изучал конкретный материал, собранный на полях сражений. Используя разнообразные изобразительные приемы, художник сумел создать впечатление огромного количества раненых. В картине нет главного героя, вокруг которого строится композиция. Мы не видим повторяющихся поз, жестов, каждая фигура отличается индивидуальностью.
Полотно «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» — яркое свидетельство гуманизма художника. Верещагин изображает суровую правду войны – без патетического глянца, во всей ее страшной неприглядности.
Картина написана в 1878 году. Верещагин посвятил ее знаменательному событию: штурм Плевны, в котором погибло огромное количество русских солдат. Художник глубоко сопереживал страданиям и героизму солдат.
Полотно относится к Балканской серии картин, которые автор создавал с 1878 по 1881 годы. Верещагина очень волновала суровая военная реальность, что и служило поводом для написания нескольких циклов картин военной тематики.
Полотно «Под Плевной» показывает нам героизм и жестокое существование в годы тяжкой войны.
На заднем фоне расположены палатки, в которых принимали раненых солдат. Панорама вдали показывает огонь и дым недавнего сражения.
Легко понять, что места всем в перевязочном пункте не хватало, и измученные бойцы ждут помощи, лежа на земле. Кто-то еще может ходить сам, кого-то из бойцов несут на носилках. Возможно, среди них уже есть погибшие.
Вокруг выжженная, пропитанная кровью и страданиями земля. Знойное солнце усугубляет и без того тяжелое положение солдат. Повсюду разбросано оружие. Но кто знает, возможно, это не последний бой и сколько зла еще прольется в этих местах…
Художник изобразил суровую военную реальность без сглаживания жестких углов, показывая всю тяжесть и серьезность событий во всех их неприглядных и беспощадных моментах. Ведь в годы войны такое было везде.
Верещагин, создавал полотно с исторической точностью. Для этого он изучил много документации и конкретного материала. Каждого солдата он рисовал индивидуально, чтобы не было одинаковых поз или жестов. Верещагин смог передать всю глубину страданий и мощь русского духа. Художник как будто находился там, под Плевной рядом с перевязочном пунктом.
Спустя 200 лет мы можем окунуться в гущу событий и пережить всю боль и героизм русских солдат. Полотно Верещагина дает нам осознание и память значимого боя под Плевной.