Анализ картины Василия Верещагина Торжествуют - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Торжествуют

Анализ картины Василия Верещагина Торжествуют

Средняя Азия. Древний Самарканд, площадь Регистан. Сейчас это национальное достояние, но на полотне это просто площадь, куда всегда стекался народ, чтобы узнать что-то новое, или отпраздновать какое-либо событие. На полотне русского художника Верещагина как раз торжество, связанное с победой над врагом. Тут уж не важно над каким, важно показать, как это всё происходило.

Начать нужно с самого страшного элемента торжества. Через всю площадь проходила шеренга из шестов, наверху каждого шеста торчали головы убитых врагов.

Это как у индейцев скальп снимали, то тут просто рубили голову либо во время боя (голова была трофеем), либо уже у пленного (если никто не брал в рабство).

В самом центре площади образовывался круг из правоверных и сильных мира сего. Если уже места в круге были заняты, то к кругу подъезжали на лошадях или осликах и смотрели с этой высоты на, то, что происходит внутри круга. В самом же кругу начинались представления. Это могли быть акробаты, маскарабозы, факиры или канатоходцы. Иногда в центр выходил острослов, который своими словами услаждал слух слушателей то весёлым говорком, а то простым рассказом о воинских доблестей предков.

Верещагин передал именно ту атмосферу, которая была в эти минуты на площади. Несмотря на жару, народу было всегда много. Но вот что интересно, что художник смог соблюсти главное условие любого мусульманина. Вера запрещает рисовать лица людей. И чтобы не обидеть кого-либо художник не стал зарисовывать на этом полотне чьё либо лицо, он просто повернул всех спиной к зрителям, как бы ненавязчиво приглашая при этом, заглянуть в круг.

Конечно, у художника были эскизы и зарисовки и полотна, где как раз таки нарисованы лица, но конкретно на этом полотне – правило Корана соблюдено безукоризненно. Может быть, это было так задумано, а может быть живописец и впрямь знал про условие.

Туркестанский цикл картин, созданный В. В. Верещагиным в 1871-1873 гг., был отражением впечатлений художника от поездки в Среднюю Азию. Часть картин цикла посвящена военной теме и рассказывает о присоединении к России среднеазиатских земель, другая часть картин повествует о культуре, быте, нравах и традициях местного населения.

Среди картин туркестанского цикла одной из самых известных является картина «Торжествуют» (1872). Хотя полотно не является батальным в классическом смысле этого слова, его сюжет тесно связан с темой войны.

В центре картины – пестрая самаркандская толпа на огромной площади перед зданием мечети Медресе Шир-Дор. Мусульмане празднуют победу. Отрубленные головы русских солдат мусульманские воины насадили на шесты и демонстрируют местному населению. В центре площади Регистан мулла – с проповедью о «священной» войне против русских захватчиков. В позах мусульман на полотне – вместо восторга, скорее, смятение, тревога, взволнованность. Именно такие ощущения, по мнению художника, характерны для такого зрелища.

Картина отличается грамотным композиционным решением, позволяющим показать архитектурное сооружение Медресе Шир-Дор во всей его величественной красоте. Удивительное техническое мастерство живописца проявляется в точном воспроизведении «местного колорита» — богатого декора мечети, а также пестрых национальных костюмов мусульман, собравшихся на площади.

В картине «Торжествуют» Верещагин показывает суровую правду войны, изобличает чудовищную жестокость и варварские обычаи феодального Востока, религиозный фанатизм.

Часть картин этого цикла посвящена жизни и традициям Востока. Одно из наиболее узнаваемых и успешных произведений Туркестанского цикла — «Торжествуют». Написана произведение в 1872 году. Сюжет связан с военной тематикой, хотя напрямую и не является батальным.

В центре картины высится главная самаркандская мечеть Медресе Шир-Дор. Вокруг мечети на площади собралась огромная людская толпа. На картине показано ликование людей, празднование победы. На высоких шестах насажены головы русских солдат, которые выставлены на показ населению для демонстрации.

В самом центре картины на площади Регистан местный мулла выступает с проповедью о великой войне против неверных русских. Лица мусульман направлены к нему, в позах людей видна настороженность и двоякое чувство — радость и тревога.

Верещагин в своем полотне стремился показать все великолепие архитектуры Самарканда и непосредственно красоту Медерсе Шир-Дор. Мастер на удивление точно и совершенно сумел изобразить в художественном произведении точную архитектурную грацию и колорит местного декора.

Так же предельной точностью и яркостью красок Верещагин изобразил пестроту толпы, национальные костюмы мусульман, их разнообразие и самобытность.

На картине без прикрас показаны реалии войны, а так же варварские жестокие обычаи того времени и места. Фанатизм и изощренность религии Востока здесь соединились с архитектурой и красотой местности.

Несмотря на то, что сам Верещагин в тех событиях не принимал участия, он смог очень точно передать смысл происходящего, собрав воедино по крупицам свои ощущения и впечатления от поездки.

Художник дважды ездил в Среднюю Азию, собирая материал и впечатления о тех днях. После этих путешествий он в течении двух лет работал над своими полотнами, воспроизводя увиденные картины.