Средняя Азия. Древний Самарканд, площадь Регистан. Сейчас это национальное достояние, но на полотне это просто площадь, куда всегда стекался народ, чтобы узнать что-то новое, или отпраздновать какое-либо событие. На полотне русского художника Верещагина как раз торжество, связанное с победой над врагом. Тут уж не важно над каким, важно показать, как это всё происходило.
Начать нужно с самого страшного элемента торжества. Через всю площадь проходила шеренга из шестов, наверху каждого шеста торчали головы убитых врагов.
Это как у индейцев скальп снимали, то тут просто рубили голову либо во время боя (голова была трофеем), либо уже у пленного (если никто не брал в рабство).
В самом центре площади образовывался круг из правоверных и сильных мира сего. Если уже места в круге были заняты, то к кругу подъезжали на лошадях или осликах и смотрели с этой высоты на, то, что происходит внутри круга. В самом же кругу начинались представления. Это могли быть акробаты, маскарабозы, факиры или канатоходцы. Иногда в центр выходил острослов, который своими словами услаждал слух слушателей то весёлым говорком, а то простым рассказом о воинских доблестей предков.
Верещагин передал именно ту атмосферу, которая была в эти минуты на площади. Несмотря на жару, народу было всегда много. Но вот что интересно, что художник смог соблюсти главное условие любого мусульманина. Вера запрещает рисовать лица людей. И чтобы не обидеть кого-либо художник не стал зарисовывать на этом полотне чьё либо лицо, он просто повернул всех спиной к зрителям, как бы ненавязчиво приглашая при этом, заглянуть в круг.
Конечно, у художника были эскизы и зарисовки и полотна, где как раз таки нарисованы лица, но конкретно на этом полотне – правило Корана соблюдено безукоризненно. Может быть, это было так задумано, а может быть живописец и впрямь знал про условие.
Туркестанский цикл картин, созданный В. В. Верещагиным в 1871-1873 гг., был отражением впечатлений художника от поездки в Среднюю Азию. Часть картин цикла посвящена военной теме и рассказывает о присоединении к России среднеазиатских земель, другая часть картин повествует о культуре, быте, нравах и традициях местного населения.
Среди картин туркестанского цикла одной из самых известных является картина «Торжествуют» (1872). Хотя полотно не является батальным в классическом смысле этого слова, его сюжет тесно связан с темой войны.
В центре картины – пестрая самаркандская толпа на огромной площади перед зданием мечети Медресе Шир-Дор. Мусульмане празднуют победу. Отрубленные головы русских солдат мусульманские воины насадили на шесты и демонстрируют местному населению. В центре площади Регистан мулла – с проповедью о «священной» войне против русских захватчиков. В позах мусульман на полотне – вместо восторга, скорее, смятение, тревога, взволнованность. Именно такие ощущения, по мнению художника, характерны для такого зрелища.
Картина отличается грамотным композиционным решением, позволяющим показать архитектурное сооружение Медресе Шир-Дор во всей его величественной красоте. Удивительное техническое мастерство живописца проявляется в точном воспроизведении «местного колорита» — богатого декора мечети, а также пестрых национальных костюмов мусульман, собравшихся на площади.
В картине «Торжествуют» Верещагин показывает суровую правду войны, изобличает чудовищную жестокость и варварские обычаи феодального Востока, религиозный фанатизм.
Часть картин этого цикла посвящена жизни и традициям Востока. Одно из наиболее узнаваемых и успешных произведений Туркестанского цикла — «Торжествуют». Написана произведение в 1872 году. Сюжет связан с военной тематикой, хотя напрямую и не является батальным.
В центре картины высится главная самаркандская мечеть Медресе Шир-Дор. Вокруг мечети на площади собралась огромная людская толпа. На картине показано ликование людей, празднование победы. На высоких шестах насажены головы русских солдат, которые выставлены на показ населению для демонстрации.
В самом центре картины на площади Регистан местный мулла выступает с проповедью о великой войне против неверных русских. Лица мусульман направлены к нему, в позах людей видна настороженность и двоякое чувство — радость и тревога.
Верещагин в своем полотне стремился показать все великолепие архитектуры Самарканда и непосредственно красоту Медерсе Шир-Дор. Мастер на удивление точно и совершенно сумел изобразить в художественном произведении точную архитектурную грацию и колорит местного декора.
Так же предельной точностью и яркостью красок Верещагин изобразил пестроту толпы, национальные костюмы мусульман, их разнообразие и самобытность.
На картине без прикрас показаны реалии войны, а так же варварские жестокие обычаи того времени и места. Фанатизм и изощренность религии Востока здесь соединились с архитектурой и красотой местности.
Несмотря на то, что сам Верещагин в тех событиях не принимал участия, он смог очень точно передать смысл происходящего, собрав воедино по крупицам свои ощущения и впечатления от поездки.
Художник дважды ездил в Среднюю Азию, собирая материал и впечатления о тех днях. После этих путешествий он в течении двух лет работал над своими полотнами, воспроизводя увиденные картины.