Анализ картины Василия Верещагина Апофеоз войны - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Апофеоз войны

Анализ картины Василия Верещагина Апофеоз войны

Картина русского художника Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» широко известна как в России, так и во всем мире. Действительно, мало кому из художников, специализирующихся на создании полотен о войне, удавалось так емко и точно изложить суть военных действий: смерть, кровь и страдания людей.

Верещагин нарисовал гору безобразных человеческих черепов, положенных среди выжженной войной земли. Солнце своими лучами безжалостно испепеляет землю, но сама земля уже мертвая, она разорена войной, покорена и обезображена.

Здесь всюду смерть и опустошение, деревья смотрят на небо черными стволами, трава темно-желтого цвета. На полотне нет ни одного живого человека, и только воронье вьется над костями людей. Картину свою художник посвятил всем великим завоевателям настоящих времен, прошлого и будущего, намекая, что плодом их усилий по самовозвеличиванию является смерть простых людей из народа.

Из истории завоевателей востока Верещагин знал, что в качестве устрашения противника владыки восточных земель иногда создавались такие пирамиды из отрубленных голов казненных за трусость воинов или убитых на поле боя вражеских солдат. Вид таких пирамид с головами покойников был ужасен и вызывал у любого нормального человека ужас и отвращение.

Художник несколько смягчает этот страшный обычай, рисуя не головы только что убитых людей, а только их черепа. Хотя и они с пустыми глазницами и прогнившими челюстями не вызывают у зрителей симпатию.

Художник суров. Но сила его работы в жесточайшей правде жизни, правде того, что сами люди, ведомые своими корыстными интересами, начинают войны с целью покорения соседей, что приводит к сотням и тысячам человеческих жертв. Автор призывает людей остановиться в этой ненасытной жажде войны и задуматься над тем, что в пирамиде голов может оказаться и их череп.

Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась — восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями Дали, настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне — это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия — войны.

Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь — это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде — летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.

Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война — смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.

На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину — яркое обличение безжалостности войны.

У кочевых восточных народов была воинственная традиция: использовать части тела убитых врагов как военные трофеи. После побоища они складывали отрубленные головы, руки, ноги в огромные кучи для устрашения других и напоминания о собственной непобедимости.

Василий Верещагин был глубоко поражен, когда узнал об этом кровавом обычае. Именно это подвигло его написать картину «Апофеоз войны».

В своем полотне художник ушел от исторической или национальной конкретики, а выразил ужас и бессмысленность любого кровопролития.

На холсте изображена степь, выжженная солнцем. Высушенная земля приобрела песчаный свет, на ней не видно ни травинки. Тут и там стоят безжизненные сухие деревья. На горизонте угадываются горы, а справа стоит разрушенный до руин город.

Но главную часть полотна занимает гигантская куча человеческих черепов. Над ними кружит стая воронов, надеясь поживиться остатками полуистлевшей плоти. Совершенно ясно, что здесь побывала сама смерть в человеческом обличье. Убиты жители целого города – их тела растерзаны дикими животными, а головы лежат как гора мусора. Вместе с людьми из долины ушла вся остальная жизнь: вода, зелень травы и деревьев. Все, что осталось – это разруха, запустение и зловещее воронье карканье.

Такова любая война. Она безжалостна и беспощадна, поэтому сметает все на своем пути. Эту жестокую сущность невозможно остановить: ей всегда мало крови и жертв, а насилие порождает новое насилие.

Изначально Верещагин задумывал картину как историческое полотно, изображение разрушительных походов Тамерлана. Но в процессе работы историческая живопись переросла во вневременную. Так появилось гениальное произведение, обличающее все войны: прошлые, настоящие, будущие. Все они одинаковы по своей сути, независимо от того, используют агрессоры сабли или атомное оружие.

Живописцу удалось добиться исключительной эмоциональной выразительности, используя минимальные художественные средства. Благодаря этому «Апофеоз войны» считается шедевром в своем жанре, и занимает почетное место в государственной Третьяковской галерее.