Анализ картины Василия Верещагина Смертельно раненный - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Смертельно раненный

Анализ картины Василия Верещагина Смертельно раненный

Василий Верещагин известный русский художник, чей талантливый гений раскрылся во второй половине XIX века после написания серии картин, посвященных его путешествию в качестве помощника туркестанского губернатора по Средней Азии.

Мировая политическая обстановка того времени оставляла желать лучшего, шли бесконечные войны, как с Османской Турцией, так и на просторах Туркестана, лилась кровь, умирали невинные солдаты, сотнями посылаемые на верную гибель. Увидев весь ужас сложившейся обстановки художник принимает решения написать несколько картин, которые своим видом призывали бы людей к миру, одним из задуманный полотен становится «Смертельно раненый». Как ни странно, известна и точная дата написания картины – 1783 год, а также те чувства, которые побудили художника взяться за кисть.

Вверху полотна, у самой рамы Верещагин написал следующее – «Убили братцы…убили!», словами этими передав крик души, главного персонажа картины – бегущего с поля сражения раненного солдата. Человек на картине в отчаянии, чего нельзя не заметить по его искаженному ужасом лицу и мучительному усилию, с которым он закрывает обеими руками зияющую в груди у самого сердца рану.

Ружье солдата осталось брошенным позади, он не обращает на это внимание, его жизнь висит на волоске и только это важно. Товарищи его лежат убитыми, кровь их уже обагрила жаркий песок, совсем скоро придет черед и этого человека, изо всех сил старающегося сохранить свое единственное достояние – жизнь.

Задний фон картины застилает пороховой дым, сквозь который зрителю видится продолжающаяся осада крепости, но для этого отчаянно бегущего человека все уже кончено, он не будет больше воевать, и совсем скоро не будет жить. Такова главная идея этой картины – показать весь ужас надвигающейся смерти и вызвать у зрителя, прежде всего высокопоставленного, стремление к прекращению всех войн и конфликтов.

Полотно «Смертельно раненный» написано художником в 1873 году. Оно явилось отражением впечатлений автора от обороны Самаркандской крепости, непосредственным участником которой он был.

В центре композиции – фигура тяжело раненного солдата. Он бросил ружье и куда-то бежит, корчась от боли, судорожно зажимая рукой рану на груди и пытаясь унять кровь. Солдат кажется обезумевшим — его широко распахнутые глаза полны ужаса, он что-то кричит, взывая о помощи, а сам уже ничего не слышит… Кажется, еще немного – и силы кончатся, и он упадет навзничь…

В фигуре обреченного на смерть солдата много экспрессии. Его поза неустойчива и свидетельствует о предельном напряжении всех сил – и физических, и душевных. Пейзажное окружение – серое, затянутое дымом, небо, раскаленный воздух, голая каменистая почва с телами погибших людей и брошенным оружием – дополняет мрачную атмосферу картины и сообщает ей большую убедительность. Единственная архитектурная деталь на полотне – светлая зубчатая стена крепости – говорит о месте, где происходит действие.

Картина «Смертельно раненный» — одно из самых сильных по своей эмоциональной насыщенности и идейной направленности произведение Верещагина. В нем он дает свою оценку войны. Не имеющее ничего общего с парадностью классической батальной живописи, это произведение великого художника-баталиста пронизано огромным человеколюбием и покоряет зрителя глубокой жизненной правдой.

Политическая обстановка в те времена была нестабильной и переменчивой. Страны воевали с Османской империей, повсюду лилась невинная кровь и велись ожесточенные бои. Солдат отправляли на неминуемую смерть.

Все эти кровавые события и побудили художника написать цикл картин о реалиях кровавых битв и бессмысленности войн. На картине художник изобразил смертельно раненого молодого солдата, бегущего из последних сил по полю и с силой прижимающего обе руки к кровоточащей ране. На лице бегущего бойца зритель видит боль и отчаяние обреченного на смерть человека.

Вверху полотна, у самой рамы Верещагин написал следующее – «Убили братцы…убили!», словами этими передав крик души, главного персонажа картины – бегущего с поля сражения раненого солдата. На заднем плане зритель видит брошенное оружие, которое уже не понадобится обреченному на смерть бойцу. Этот жест показывает, что солдат понимает серьезность своего положения.

Зрители видят лежащих поодаль раненых или уже убитых товарищей солдата. Они распростерлись на обагренном их кровью песке. На заднем плане виднеются стены осажденной крепости, замутненные пороховым дымом. Главная мысль художника — изобразить фатальность, и никчемность войны и показать бессмысленность человеческих жертв.

Изображая эту картину, художник как бы предсказывает свой кровавый конец. Верещагин погиб в 1904 году во время взрыва броненосца «Петропавловск». В военных баталиях на картинах Верещагина солдаты всегда занимают центральную часть и главную идею картины.

Этим автор старается донести до зрителей главную идею — нет ничего важнее человеческой жизни, а война бессмысленно и жестоко уничтожает все живое и заставляет оставшихся страдать. Несмотря на трагичность и ужас изображенных на картине событий, художник рисует их в светлых, мягких тонах. Это еще один посыл художника к зрителю, показывающий, что в мире, где ярко светит солнце нет места уничтожению людей.

Какая жизненная ирония — человек, который всем своим творчеством показывал свое неприятие войны, оказался лучшим баталистом в русской истории и погиб, защищая свое Отечество во время русско-японской войны.

Картина представляет собой фактически моментальный снимок, один фрагмент из жизни изображенного персонажа, причем самый последний момент, когда он уже прощается с жизнью. Герой еще жив, но его земное существование прервется, как только закончится его бег и он упадет на землю. Он понимает, что ранен, чувствует смертельный холод, но надежда еще не покинула его. Солдат бежит, пытаясь спастись, а может, его уже просто ведет инстинкт самосохранения.

Брошенная винтовка и лежащие рядом с бегущим убитые воины рассказывают нам историю жестокого сражения. Художник запечатлел один из фрагментов военных действий в Средней Азии. На это недвусмысленно намекает светлая форма солдат, их «колониальные» головные уборы, защищающие от палящего солнца. Мастеру удивительно хорошо удалось передать саму атмосферу этого места — ослепительный белый свет, синие тени, тающие в пороховом дыму высокие глинобитные побеленные стены, ощущение сухого и безжизненного участка земли.

Работая над этим полотном, художник рисковал тем, что современники не поймут его, сочтут, что она выставляет солдат не героями, а трусами, бегущими от пуль. Но он всегда имел свою точку зрения на войну, которую отстаивал всю жизнь. Его картина — это прямое обвинение войны как убийцы людей, которые могли бы жить еще десятки лет. Выражение смертельного ужаса на лице раненного солдата говорит нам о том, что он понимает, что его ждет, но пытается не убежать от пуль, а ищет спасения своей жизни.

Хотя война, которую художник постоянно обличал в своем творчестве, в конце концов настигла художника, точно также, как и героя его полотна, произведения мастера остались жить. И в наши дни они постоянно разоблачают истинную сущность войны как бессмысленного и жестокого способа истребления людей.