Анализ картины Василия Верещагина Наполеон на Бородинских высотах - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Наполеон на Бородинских высотах

Анализ картины Василия Верещагина Наполеон на Бородинских высотах

Верещагин выполнил картину, под названием «Наполеон на Бородинских высотах» где написал Наполеона и его свиту. Все офицеры облачены в парадную форму, и это неспроста, многое может объяснить историческая подоплека этого сражения. Наполеон понимал, что эта битва будет решающей, исходя из того, что он был уверен в своей победе, приказал штабным быть при параде. Мастер создал достаточно большое количество похожих картин, где он обезличивает Наполеона, как великого полководца.

Наполеон сидит на стуле, насупившись и устремивши взгляд вдаль. Всем своим видом, он показывает, что он глава всей армии Франции, его левая нога лежит на барабане. Мастер создает особенный контраст между «великим» полководцем и обыкновенными солдатами, генералами и маршалами, это становится видно благодаря безразличному виду предводителя и взволнованные лица всех остальных, которые с замиранием сердца вглядываются вдаль, дабы в любой момент отправиться на большой бой, который, по сути, решит исход компании.

Мастер, скорее всего специально иронично обрисовал неспособность и слабость Наполеона, на фоне своего крепкого и бесстрашного войска, которые оживленно судачат о предстоящей битве и обо всем происходящим. Слабость полководца, скорее всего, обусловлено, не то что, личной слабостью, а скорее неспособностью противостоять великому русскому войску.

Даже несмотря на это полководец отправил свою армию в бой, и теперь он имеет такой обреченный вид. И даже положение его тела говорит о многом, эта нога, которая взвалена на барабан, может говорить только о том, что французские барабаны уже отстучали свое.

Помимо того, что мастер филигранно провел видимую сюжетную линию, стоит обратить свое внимание и на некоторые детали, которые присутствуют в обмундировании всех воинов, идеальная прорисовка, каждой детали создает необходимую атмосферу естественности, что может говорить о высоком уровне подхода к делу.

Описание картины Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах»

Около 20 полотен В. В. Верещагин посвятил Отечественной войне 1812 года. Над этими картинами художник работал в период с 1887 по 1901 год. Живописец стремился, с одной стороны, показать великий патриотический дух русской армии, ее героизм в борьбе с французами, а с другой – развенчать Наполеона, снять его с пьедестала «героя».

В серии картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, выделяется полотно «Наполеон на Бородинских высотах», написанное в 1897 году. На полотне – изображение Бородинского сражения 26 августа 1812 года. В процессе битвы Наполеон почти все время находился в своей ставке у Шевардина. Художник изобразил императора сидящим на походном стуле. Нелегко у него на душе, он кажется очень сосредоточенным и погруженным в себя.

За Наполеоном – свита и штаб, а затем — гвардия в парадной форме. Его маршалы напряженно всматриваются вдаль – туда, где происходит сражение. Некоторые гвардейцы увлеченно обсуждают что-то постороннее. Тщательно, с документальной точностью, выписаны художником военные мундиры приближенных императора, их оружие.

Известно, что Наполеона упрекают в том, что в Бородинском сражении он был недостаточно энергичен и решителен. Действительно, в этом бою он не подвергал себя опасности, не рисковал сам и не решился рискнуть своей гвардией – то есть вел себя больше как император, нежели как генерал. Победитель в Бородинском сражении так и не был окончательно назван, потери обеих сторон были невероятно велики. Сам Наполеон говорил, что под Бородином «выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

Историческая эпопея Верещагина, посвященная Отечественной войне 1812 года, в том числе и полотно «Наполеон на Бородинских высотах», не только знакомят нас с историческими событиями, но и заставляют задуматься о трагедии огромного количества всех втянутых в войну людей – и русских, и французов.

Год написания картины: 1897.

Размеры картины: 107 x 157 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Исторический музей, Москва, Россия.