Анализ картины Василия Тропинина Женщина в окне - Василий Тропинин
Анализ картины Василия Тропинина Женщина в окне

Анализ картины Василия Тропинина Женщина в окне

Великий русский художник Тропинин отличается от других мастеров живописи тем, что дополняет каждую картину определенного направления своей характерной деталью и техникой. Герои, которые получили свое воплощение в картинах художника, изображены в роскоши и парадно. Биография русского художника оказала сильное воздействие на сюжеты его работ. Сам он был из русской крестьянской семьи, поэтому и герои его были в основном крестьяне.

На картине «Женщина в окне» Василия Тропинина, мастер отразил главную героиню из «Тамбовская казначейша» великого русского поэта Лермонтова. Тропинин изобразил женщину в обычный день, и использовал теплые и живые краски, чтобы передать настроение и реальность. Женщина, изображенная на полотне художника, очень открытая и простая, которая располагает к себе тех, кто смотрит на нее. Именно такими простыми и душевными являются обычные люди по мнению русского художника. Тропинин взял на себя миссию показать простых людей в другом свете, которые не только заняты своими делами, но и могут проявить свое дружелюбное отношение.

Выходец из крепостной среды, В. А. Тропинин с полным правом считается одним из наиболее знаменитых художников золотого века русского искусства. К числу самых интересных работ мастера можно отнести жанровую картину «Женщина в окне», в дореволюционные годы находившуюся в собрании видного политического деятеля и предпринимателя Н. И. Гучкова.

Произведение содержит несомненную сюжетную интригу. Привлекательная молодая особа, облокотившись на подоконник, выглядывает на улицу через широко распахнутое окно. На ней коричневатое платье с длинными пышными рукавами, изящные бусы и серьги. Чувствуется неподдельный интерес героини к происходящему снаружи.

Соскользнувшая алая шаль обнажает округлые плечи женщины, а откровенное декольте позволяет некоторым исследователям видеть в ней даму полусвета. С другой стороны, несмотря на отсутствие каких-то документальных свидетельств, образ модели по сложившейся в историографии традиции нередко отождествляют с очаровательной Авдотьей Николаевной – героиней опубликованной в 1838 году поэмы М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Произведение написано с эффектом trompe-l’œil (так называемой обманки), основанном на оптической иллюзии. При его создании художник, вероятно, ориентировался на образцы западноевропейского искусства. В частности, работа Тропинина композиционно напоминает картину ученика Рембрандта живописца Ф. Бола «Молодая женщина у окна» (около 1649), которую русский художник имел возможность видеть в Эрмитаже.

Видимо, полотно Тропинина понравилось зрителям, и художник вновь обратился к этой теме. Произведение из коллекции Третьяковской галереи является уменьшенным авторским повторением подписной работы, находящейся в собрании Русского музея (1841). Вариант картины хранится также в Национальном музее Чеченской Республики. Близкое по типологии произведение Тропинина в собрании Третьяковской галереи – картина «Девушка с гитарой» (конец 1830-х — начало 1840-х).

Тропинин при помощи своих картин пытается показать будний день обычного человека, эмоции и душу. В выразительных глазах этой женщины наблюдается искренняя радость и душевное отношение к окружающим. А парадность и роскошное одеяние располагают к себе внимание и неподдельный интерес к ее личности. Теплота, парадность и солнечные картины этого художника полюбились многим людям. Художник своими работами показал, что даже простые люди могут находиться в центре внимания и стать героями художников.