Всем своим творчество В. В. Верещагин обличает завоевательные войны и показывает героизм народа, встающего на защиту своей родины. В цикле картин Верещагина об Отечественной войне 1812 года, кроме полотен о действиях регулярной армии, есть картины, посвященные действиям партизан. Одна из таких картин — «Не замай — дай подойти!» (1887-1895).
Из истории известно, что партизанская война, развернувшаяся на оккупированной французами территории, имела большое значение для исхода войны. На полотне «Не замай — дай подойти» художник показывает, что значит вести войну в окружении враждебно настроенного народа. Живописец изобразил партизанскую засаду в глухой чаще зимнего леса.
Пушистый снег покрывает белым покрывалом землю и ветви деревьев, скрывая даже то, что находится рядом. На этой картине пейзаж у Верещагина кажется несколько декоративным – видимо, художник пытается нарисовать обобщенный образ суровой русской зимы. В сложных природных условиях лишь опытный старожил, знакомый со всеми тропинками и полянками, может ориентироваться в глухом лесу.
Высокий крепкий старик с топориком в опущенной руке, прячась за заснеженной сосной, невозмутимо всматривается вдаль. Вероятно, он не один раз ходил на медведя, и знает, что надо делать. Он понимает, что с таким нехитрым оружием, как у него, необходимо подпустить врага поближе. Рядом – группа его товарищей. На их лицах — нетерпение, волнение и тревога.
Сквозь заснеженные ветки заметно, что справа к месту засады подходят французы. Мудрый старый партизан удерживает приятелей от поспешных действий словами: «Не замай, дай подойти!..».
Картина «Не замай — дай подойти!» обладает особенным настроением. Она показывает великий национальный дух, мужество и самоотверженность народа, вступившего на нелегкий путь борьбы с врагом.
Патриотизм был и буде всегда в моде среди художников. Хотя бы, потому что можно ярко высказаться по своему отношению к Родине. Все русские художники относились к России вполне лояльно. Да, была мода рисовать заграничные пейзажи. Но довольно быстро многие художники вернулись к родным просторам.
Что же касается Верещагина, то тут и вовсе особый разговор. Долгое время он считался мастером батальных полотен, но всё же он больше документалист. Это особенно проявилось после его туркестанской серии полотен. Ведь для Российской империи Туркестан был экзотикой. Вот он и показал на своих полотнах жизнь иного народа, у которого свои законы и правила, свои традиции.
Особая тема у Верещагина – война. Часто он возвращается к этой непростой теме. На этом полотне он изобразил силу народную, которая проявилась в Отечественной войне 1812 года. В заснеженных лесах Центральной России часто организовывались партизанские отряды из крестьян. Они действовали не хуже реальной армии. И это был «страшный сон» для наполеоновской армии, а много позже и для фашистских захватчиков.
Что же на полотне? Сначала не сразу увидишь главных героев. Всему виной заснеженный пейзаж на первом плане. Верещагин как бы спрятал силу народную за силой природной. Можно представить, что стоят партизаны в засаде и совсем недалеко проходит колонна неприятеля. Но подпустить надо поближе к себе и под прикрытием зимнего русского леса, они выжидают удобного момента, чтобы начать атаку.
Фактически всё полотно прикрыто зимним пейзажем, и только вглядевшись можно обнаружить фигуры бородатых мужчин, которые внимательно следят за французами и только тогда когда старший даст сигнал о наступлении – начнётся бой.
Верещагин, таким образом, воспел дух русского народа, его силу, его мощь и его мужицкую хитрость.