Анализ картины Василия Поленова Арест гугенотки - Поленов Василий
Анализ картины Василия Поленова Арест гугенотки

Анализ картины Василия Поленова Арест гугенотки

Жанр в живописи: исторический. Поленов написал картину в молодом возрасте. Его полотна ценятся не только в нашей стране, но и в Европе.

На полотне изображен арест графини д’Этремон. Картина наполнена трагизмом тех жестоких и кровожадных времен. Поленов протестует несправедливости и насилию над людьми. Картина Василия Поленова Арест гугенотки поражает мрачными тонами, которые передают всю тяжесть события.

Графиню арестовали, и пусть ее глаза опущены, но она непоколебима в своей вере и убеждениях.

Стражники в стальных доспехах горделиво смотрят вперед, словно возвещая о еще одном пойманном враге.

Художник воспроизвел с документальной точностью все детали. Выдержанные серо-коричневые тона делают картину мрачной, соответствующей историческому сюжету, отображенному на ней.

Понятие «гугенот» во Франции сначала употребляли, как насмешку над протестантами, но позже это стало основным названием протестующих против герцога Франции и священников. Они распространяли листовки со своими идеями, вели свое богослужение, с целью свержения власти. Это вызывало злость и агрессию со стороны противников.

Ещё обучаясь в академии художеств, Василий Поленов решил, что его генеральным направлением в искусстве будет именно историческая живопись. Неудивительно, что живописец много работал в излюбленном жанре и достиг значительных успехов, создав ряд картин с явным отпечатком индивидуальной стилистики и личного почерка, хоть и не без заметного влияния французской салонной живописи. Одной из ярких работ на историческую тематику является «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон», написанной в 1875 году.

Весь ужас противостояния на религиозной почве можно почувствовать, глядя на эту картину. Лицо героини, выхваченное лучом искусственного света, спокойно и гордо, а веки опущены, но в глазах читается внутренняя скорбь о своей несчастной судьбе, ведь ей как никому другому известна судьба протестантов-гугенотов – их безжалостно истребляли, мучали и сжигали на кострах.

Фигуры стражников горды и величавы – всё в их облике демонстрирует гордость за происходящее, они поймали ещё одного врага веры и власти. Каждый непоколебим в своих поступках и мировоззрении.

Колорит картины как будто воссоздаёт документальные кадры – ночь, тёмные улицы, из чёрной ниши выводят жену лидера-протестанта. Серые и коричневые цвета как нельзя лучше передают настроение картины, всю безнадежность и драматичность момента.

Холодный свет, идущий от невидимых зрителю факелов, только усугубляют общий характер, давая возможность лучше рассмотреть несчастное лицо героини, а играя на доспехах стражников, он демонстрирует непреодолимую силу власти, против которой гугенотом не выстоять.

Картина Поленова очень понравилась и публике, и заказчику. Она много путешествовала по различным выставкам, а её создатель удостоился звание академика.

Сначала гугенотам запрещали их массовые собрания и служения, но вскоре началась массовая травля, аресты и казни. Их объявили еретиками. Кровожадности и беспощадности того времени нет равных. Гугенотов, как и ведьм, сжигали на кострах.

Одним из событий, вошедших в историю того времени стала Варфоломеевская ночь. После чего было заключено перемирие, но вскоре возобновились попытки гугенотов отстоять свою правду, и снова на них началась охота.

Картина Поленова была написана под воздействием событий той эпохи, на представленных выставках она везде получила признание, за что он награжден званием академика.

Картина находится в Государственном Русском музее. Санкт- Петербург.