Анализ картины Василия Поленова Мечта - Поленов Василий
Анализ картины Василия Поленова Мечта

Анализ картины Василия Поленова Мечта

Картина Поленова Василия – одна из серии полотен, посвященных жизни Иисуса Христа. Серия создавалась на протяжении нескольких лет, в период с 1884 по 1909 года. Русская живопись того времени проявляет большой интерес к истории Евангелия.

Глядя на картину, мы видим Христа, который сидит на скалах возле Генисаретского озера. Он не проповедует, как на других картинах, он просто сидит, взгляд его устремлен вдаль. Художнику удалось изобразить Христа более человечным, каким-то реальным, который лишен отпечатка Бога. Персонаж одет в простую одежду, больше похож на пастуха. Кто-то может сказать, что здесь Иисус больше похож на путника, который устав, присел немного отдохнуть, а не на Бога. В качестве натурщиков, Поленову позировали его ученики – Коровин К. А. и Левитан И. И.

Для русской живописи XIX века очень характерен пристальный интерес к евангельской истории. Сюжеты на библейские темы создавали и Перов, и Ге, и Крамской. Василий Поленов также не остался в стороне.

Главной особенностью русского художественного искусства данного периода, посвящённого Иисусу, является, так называемое этическое отношение к Писанию, то есть вычленение человеческого во всей религиозной истории, полной чудес и мистики. Сам Поленов как-то обмолвился: «Мне хочется доискаться исторической правды».

Картина «Мечты» показывает нам Христа на скалистом берегу Генисаретского озера. Однако здесь главной герой не произносит свою знаменитую нагорную проповедь – а всего лишь сидит на камнях, отвернутый от зрителя, устремив взгляд вдаль. Образ Иисуса кажется таким человечным, реальным, лишённым Божественного отпечатка. Можно принять его за усталого путника, который о чём-то глубоко задумался…а может замечтался.

Работа отличается свежестью, полупрозрачными тонами, необыкновенной чистотой, простой композиции. Кажется, Поленов нарочно оставил лишь самое главное – пустой пейзаж и человека, которые равнозначны и равноглавны.

Для данной работы характерны полупрозрачные свежие тона, она отличается необычной для того времени чистотой композиции. Для того, чтобы изобразить эпизод из Евангелия, Поленов ездил дважды в Палестину, Сирию и в Египет. Во время поездок было написано большое количество этюдов.

Первый вариант Поленов написал в 1890 году. Работа, которая хранится в Саратовском Радищевском музее является одной из самых лучших повторений картины «Мечты».

Существует несколько вариантов картины «Мечты». Сегодня все картины «Мечты» Василия Поленова хранятся на территории Российской Федерации (в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге). Вариант, который хранится в Саратове, имеет особую лаконичность всей композиции, свежесть красок, спокойствие.