Анализ картины Василия Поленова Осень в Абрамцеве - Поленов Василий
Анализ картины Василия Поленова Осень в Абрамцеве

Анализ картины Василия Поленова Осень в Абрамцеве

В. Д. Поленов известен как один из лучших русских художников-пейзажистов. Он был одним из первых, кто стал писать пейзажи на открытом воздухе – то, что сегодня принято называть пленэром. Его творения в этом жанре похожи на поэтические произведения, воспевающие красоту родной и столь любимой Поленовым природы.

Картина «Осень в Абрамцеве», написанная масляными красками на большом холсте, стала одним из первых шедевров Поленова в духе пейзажа большого стиля, а также т.н. «чистого» пейзажа, т.е. лишенного каких-либо бытовых деталей, что было свойственно более раннему периоду творчества художника.

«Осень в Абрамцеве» изображает любимое время года Поленова, которому он посвятил целый ряд своих творений. На этой картине художник показал нам заводь Вори – маленькой речки в Подмосковье, протекающей меж густого леса. Это заповедный угол девственно чистой и прекрасной русской природы. Лес застыл перед нами величавой непроницаемой стеной. Пожелтевшие березы и осины сообщают о том, что осень – та самая пора, которая удивительным образом преображает скромную природу этого края, уже вступила в свои права.

При жизни Василий Дмитриевич Поленов являлся частым гостем поместья семьи Мамонтовых, что находится в селе Абрамцево. Увиденные там пейзажи в самые разные времена года и послужили вдохновением для создания знаменитой «Осени в Абрамцево». Возможно, именно этот сезон был наиболее привлекателен для живописца.

При взгляде на картину сразу появляется ощущение умиротворения и спокойствия. Перед нами разворачивается великолепный осенний пейзаж в глубине леса. На переднем плане изображена широкая половодная река с низенькими зарослями осоки по берегам – дальше пробраться не позволяет активное течение.

Без него водоём быстро бы покрылся вязкой тиной. Вода тут чистая и достаточно прозрачная – мы можем видеть в ней отражение здешней бурной растительности. На поверхности всё же кое-где виднеются островки ряски, но они совершенно незначительны.

Судя по всему, действие на полотне разворачивается в период так любимой поэтами и художниками золотой осени – времени приблизительно в конце сентября – середины октября.

Деревья уже постепенно начинают сбрасывать свой покров, а жухлая листва окрашивается в приятные глазу янтарные и тёплые медовые оттенки. Трава уже далеко не свежая и зелёная. Она стремительно вянет и желтеет, свидетельствуя о приближении зимних холодов. Яркие краски приятно контрастируют с темнеющими на фоне высокими елями, хаотично заполонившими часть лесного массива.

В глубине картины мы замечаем всё меньше и меньше света – солнце постепенно заходит за горизонт. Дни ведь теперь сокращаются. Ну а на открытой полянке пока что ещё светло. Лучи играют и на водной глади, придавая ей красивый глубокий оттенок. Небосвод слегка затуманен дымкой из облаков, но они совсем не походят на дождевые. Погода невероятно благоприятная. Нет ни прохладных порывов ветра, ни дождя.

Пейзаж для художника стал новым и непривычным стилем в работе, в который он спонтанно перешёл из привычного бытового реализма, свойственного его раннему творчеству. И как мы можем видеть, получилось у него это более чем удачно – зрителей привлекает необыкновенная живописность и неспешность, вызывающая приятные эмоции.

Однако, присмотревшись, можно заметить и некоторые отблески лета, еще не поблекшие его краски, что вкупе с погожим солнечным деньком создает особо радостное и даже праздничное настроение при взоре на эту картину. Вместе с тем это творение Поленова располагает и к глубоким раздумьям, от него веет гармонией и покоем. На данном полотне в сочетании глухого леса и звонких красок осени, умиротворения и ликования Поленов уже не в первый раз в своем творчестве умело отображает подобные противоположные настроения. Кроме берез на картине можно увидеть и ели, своими пушистыми лапами словно устремляющиеся в небо.

Темные прохладные воды реки, в которой отражаются деревья, кажутся остановившими на мгновение свой бег, чтобы дать нам насладиться тишиной и безмолвием. На берегу реки раскинулся пышный и мягкий желто-зеленый ковер. Вся картина исполнена восхищенным преклонением Поленова перед красотой русской природы. Образ ее на этом полотне обращен к зрителю, он развернутый и широкий, как сама душа русского человека.