Поленов славился среди прочих художников тем, что в своих пейзажах он лучше других умел передать то или иное настроение. Примером такой картины является его работа «Бабушкин сад», соединяющая в себе пейзаж с жанровой сценой. На полотне представлено дворянское гнездо XIX столетия. Большую часть холста заняло изображение одичавшего густого сада. На заднем плане виден старый запущенный особняк.
Василий Поленов прославился «пейзажами настроения». В своем творчестве он не только использовал лучшие традиции Саврасова, но и созидал личное. Тоска по уходящей эпохе с ее дворянскими гнездами и антоновскими яблоками отражена как в литературе, так и в живописи. «Бабушкин сад» Поленова как нельзя лучше раскрывает эту тему.
Такими дворянскими особняками, один из которых изображен на полотне, отстраивалась все Москва после событий 1812г. Основным материалом домов было дерево, а характерная колонна и штукатурка с толстым слоем иллюзорно должны были создавать основательное каменное строение. Если приглядеться к особняку, то можно увидеть, что колонна начинает облупливаться, а под ней виднеется деревянная кладка. Этот дом отличает высокий вкус и классическая архитектура, но наличие ржавого карниза наталкивает на мысль о том, что дом давно заброшен.
Чудесный сад, когда-то бывший в заботливых руках садовника или хозяина, теперь пришел в полное запустение. Пейзаж нельзя назвать декорацией, он является участником картины, а также важнейшим символом памяти и возрождения жизни. Поэтому именно молодая зелень, а не старые деревья, занимает большую часть полотна, являясь неистребимой жизненной силой.
Старушка в черном одеянии, ведомая молодой внучкой в ярком платьице, такая же дряхлая и скрюченная, как и особняк с облупившимися стенами. Образы олицетворяют собой контраст уходящего и на смену пришедшего. Ничто и никто не вечен – такая мысль художника. Кстати, внучка писалась с сестры художника, а согбенная женщина похожа на бабушку Поленова по матери, которая была просто сокровищницей различных историй, рассказывая их своему внуку поздними вечерами.
Цветовой колорит богат и не может не радовать глаз. Солнечный свет, который обнимает фасад здания, яркая желтая тропинка, когда-то посыпаемая песком, небо, радующее своей голубизной – все делает происходящее реалистичным и более детальным. Изысканность картины достигается нежными цветами, которые подчеркивают элегическую настроенность.
Наверное, ни одна пара красивых женских ножек взбегала по этим обшарпанным, но когда-то прекрасным ступенькам, ни одна пара глаз бросала любопытные взоры на цветущий сад, ни одно девичье сердце было разбито, ни один бал собирал самых именитых гостей в своем просторном зале, но теперь звучит последний аккорд этой удивительной мелодии.
Картина Василия Поленова Бабушкин сад входит в трилогию живописца, вместе с полотнами «Московский дворик» и «Заросший пруд». В «Московском дворике» изображен этот же особняк, только с другой стороны. Автор показал уходящую в небытие эпоху. Ничего не сделаешь с тем, что одно поколение приходит на смену другому, а старый уклад стирается под гнетом времени. Так устроен мир.
Сам дом хотя и деревянный, но украшенный портиком, колоннами, фронтоном и лепниной. Это был типичный прием в дворянской архитектуре того времени: дома строили из дерева, а поверх него для представительности наносили штукатурку, создавая видимость каменной кладки. Но старая штукатурка на доме уже заметно облупилась, открыв нашему взору старые бревна, карниз проржавел, лепнина, колонны и ступени также потеряли былое великолепие. А ведь когда-то по этим ступеням бегали детские ножки и шелестели полы платьев молодых красавиц, спешивших на балы.
На переднем плане картины мы видим старую женщину – владелицу особняка, и ее внучку. Они медленно прогуливаются по залитой солнцем песчаной дорожке вдоль заброшенного разросшегося сада – молчаливого свидетеля юных лет своей хозяйки. Бабушка одета в старомодный салоп темно-коричневого цвета и белый чепец, а на девушке красивое нежно-розовое платье – такое, какое было в тогдашней моде. Одежда и поза женщин служат в качестве некоего противопоставления старого и нового, которое, по сути, является главным мотивом картины. Пожилая дама кажется такой же дряхлой, как и ее жилище. Неумолимый бег времени не щадит никого. На наших глазах уходит в небытие целая эпоха и ее культура.
Однако подобные размышления, возникающие при взоре на картину, не порождают чувства печали. Скорее, настроение, которое создает это творение Поленова, можно охарактеризовать как ностальгию или светлую грусть. Старое отживает свой век, но на смену ему приходит новое и это вселяет в сердце надежду.
Палитра красок, используемая художником, весьма разнообразна. Это и буйная зелень сада, и яркой желтизны дорожка, и контрастирующие друг с другом цвета одежды героинь картины. Но вся эта гамма красок сосуществует на холсте весьма гармонично.