Анализ картины Василия Кандинского Несколько кругов - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандинского Несколько кругов

Анализ картины Василия Кандинского Несколько кругов

В начале 20-х годов, после возвращения из России в Германию, работы Кандинского приобретают характерную геометричность, на холстах становится больше пространства, стихия уступает место порядку. Увлеченный учебным процессом и теоретической работой в Баухаусе, художник продолжает свои исследования о взаимодействии и влиянии главных героев холста — цвета и формы.

В картине «Несколько кругов» художник воплощает в жизнь собственные теоретические изыскания. Сознательно ограничившись лишь только одной формой, кругом, он сосредотачивает все внимание на остальных аспектах: цвета, массы и их взаимное расположение в пространстве холста определяют композицию. Кроме того, «Несколько кругов», в отличие от многих абстрактных работ Кандинского, лишена любых сюжетных коннотаций. Это чистая абстракция.

Картина «Несколько кругов» написана в 1926 году. Материалами для написания произведения послужили масло и холст. Размеры полотна составляют 140х140 см. В настоящее время картина находится в Нью-Йорке, в Музее Гуггенхейма.

Безусловно, данное произведение относится к жанру абстракционизма, ярчайшим представителем которого был Василий Кандинский. Для художника круг – это не только и не столько геометрическая фигура, сколько некий универсальный проводник в другой мир.

Эта замкнутая фигура при одном взгляде на нее связывает нас с этим миром, ее форма не имеет начала, точно так же, как и конца. Таким образом, Кандинский преподносит сочетание кругов разных размеров и цветов как сочетание бесконечностей, чего-то космического и абсолютного.

С первого взгляда композиция кажется беспорядочным нагромождением фигур, но, чем дольше всматриваешься в эти круги, тем яснее становится, что каждый из них находится на своем месте. На темном фоне то тут, то там всплывают эффектные, ярко-желтые, ярко-синие круги, поверх ярких накладываются черные, и так слой за слоем. В чем-то эти фигуры напоминают планеты и светила, движущиеся в космосе.

Вокруг одной из фигур виднеется свечение, что дополнительно усиливает сходство кругов с космическими объектами. Яркие цвета, столь любимые художником, заставляют проснуться воображение. Пересекаясь, круги получают новые оттенки и грани цвета, взгляду хочется следить за их причудливыми линиями и наложениями друг на друга.

Любовь к кругу проходит через все творчество Кандинского с 1920 по 1930 годы. Художник видел в круге все, что хотел и искал: космос, напряжение, силу. Круг на его полотнах – даже не круг, а существо, наделенное внутренним голосом и характером. Простая геометрия, благодаря Кандинскому, обретает душу.