Еще со времен своей этнографической деятельности в Вологодской губернии Кандинский впитал пестрящий всеми возможными красками мир русской глубинки. Отправившийся в путешествие с сугубо научными целями, он уже тогда воспринимал все как художник: люди «были одеты так пестро и ярко, что казались подвижными двуногими картинами».
В раннем творчестве Кандинский сюжетно близок к русскому эпосу и к русскому вообще. Картины «Русский витязь», «Невеста. Русская красавица», «Золотой парус», «Русская сцена», «Двое на лошади», «Песня Волги», «Вороны» свидетельствуют о прочных корнях художника. Но уже тогда в его экспериментах мы видим путь к открытию чего-то совершенного нового.
В 1914 году, во время «кельнской лекции» он рассказывал: «В «Пестрой жизни», где меня более всего увлекла задача создать смешение масс, пятен и линий, я воспользовался взглядом с птичьего полета, чтобы разместить фигуры одну позади другой. Для того, чтобы устроить границы зон и распределить мазки, как мне хотелось, я в каждом случае вынужден был искать перспективный предлог либо оправдание.»
Картина «Пестрая жизнь», выполненная яркими и смелыми красками в технике пуантилизма, в изобилии наполнена персонажами, многих из которых мы увидим по отдельности в дальнейшем творчестве художника: стремглав скачущий всадник с мечом, ничего не замечающие обнявшиеся влюбленные, гребцы, ударяющие веслами по темной воде, лучник, готовый к выстрелу, сумрачная похоронная процессия и так далее. Так же, как и в написанной годом ранее картине «Двое верхом» здесь есть река-преграда и блистательный город, возвышающийся за ней — символ будущего, манящего и прекрасного, до которого еще нужно добраться. Цветовая и сюжетная насыщенность картины — это и есть та пестрота жизни, на пороге которой стоит великий художник.
Пёстрая жизнь (La Vie melangee) – это картина одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского. После покупки Баварским государственным банком картина была выставлена в городской галерее Ленбаххаус в Мюнхене с 1972 года.
Многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Пёстрая жизнь» считается одной из ключевых работ художника. Это яркий гимн русским традициям – в отличие от общего стремления царя и российской элиты к принятию западной культуры.
В 2017 году стало известно, что картина Кандинского принадлежит семье голландских евреев Левенштейнов и была незаконно изъята в 1940 году после оккупации Нидерландов немецкой армией – случай незаконного нацистского грабежа. Сейчас в суд США подана заявка на реституцию.
Василий Кандинский закончил работу над группой цветных рисунков в Париже в 1907 году именно работой «Пёстрая жизнь». Любовь к яркой жизни в работе молодого художника сочетается с влиянием народного искусства. Люди в своих ярких костюмах бегут, как красочные живые картинки на двух ногах.
Кандинский показывает здесь, что составляет человеческое существование. Русская матрона кусает яблоко, женщина ищет тоны на ее флейте. Пара молодоженов хочет поцеловаться, батюшка показывает свой крест, а старого путешественника выделяет его неожиданно зеленая борода. Высоко над облаками находится замок. По этой картине абсолютно нельзя понять, как Василий Кандинский пришел от своей объективной ранней работы к своим абстракциям, с помощью которых он произвел революцию в истории искусства.