Анализ картины Василия Кандинского Композиция VII - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандинского Композиция VII

Анализ картины Василия Кандинского Композиция VII

Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды.

Поначалу художник рисовал в манере, сходной со стилем художников- импрессионистов. И ничто до 1910 года не могло указать в его работах на предстоящее рождение нового стиля под названием абстракционизм с его буйством цвета и форм. Художник считал творчество раскрепощением духа, что подтверждали все его дальнейшие работы.

Для непосвященного зрителя, привыкшего к четким предметным формам и сюжетам, достаточно сложно разглядеть в картинах абстрактного стиля ту конкретику, которую в них вложил автор. В полотне Кандинского под названием «Композиция VII» (рабочее название – Потоп) есть только линии, цвета и плоскости. Но именно они передают то настроение, которое художник вложил в картину.

Драматичность самого потопа передают грубые мазки красно-синих полос, пересекающиеся с поперечными черными линиями, идущими вниз из верхней части картины. Для смягчения художник использовал розовые переливы тонов различной насыщенности, привносящие в полотно некую торжественность. Формы темно-коричневого цвета являют собой ноты безнадежности, а желтые и зеленые мазки призваны уравновесить общую палитру картины и придать всему на ней происходящему дополнительную активность.

В целом Кандинский добивался не одного только отображения потопа как драматичного момента или катастрофы, но и последующего за ним акта творения нового мира. В картине присутствует динамика движения жизни, выраженная исключительно цветом и неопределенными формами.

Сюжет

Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать её, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьёзная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный день, всемирный потоп и райский сад.

Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже всё описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остаётся лишь смотреть на полотно и ощущать.

«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.

Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.

В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите ещё раз на «Композицию VII»).

«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределённость расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне всё яснее и яснее». Это он о «Композиции VI».

Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приёмов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».

Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Первая датируется 1910 годом, последняя — 1939-м.

Кандинский считается «отцом абстракции». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Появление абстракции было предопределено — идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование.

Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.

В 1920-х Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы — вот это всё), постепенно обретало структуру.

Принято считать Кандинского русским художником. А между тем, как минимум полжизни он провёл за границей, в основном в Германии, а в конце жизни — Франции. Он был тем художником, который не надрывался на тему корней и отрыва от родины-матушки, но был сосредоточен на творчестве, на новаторстве.