Как любое произведение Василия Кандинского, полотно «Чёрный и фиолетовый» имеет множество трактовок. По сути, автор и отталкивался от этой идеи – восприятие искусства очень субъективно, и каждый сам должен искать личные смыслы.
Традиционная трактовка опирается на характеристику цветов и форм, которые оставил Кандинский в своих теоретических работах. Два цветовых центра, выступающих и смысловыми – чёрный и фиолетовый, изрезанные прямыми линиями фигур, являются контрастами, которые символизируют напряжение и даже борьбу. Это борьба противоположностей, борьба тьмы и света, противостояние жизни и смерти.
Ещё один любопытный взгляд связан с теорией автора трактовки звуков через графические изображение, о чём он говорит в главе «Музыка» из книги «Точка и линии на плоскости». Следуя его представлениям о звуке, критики представляют композицию в виде оркестра, который настраивает свои инструменты. Звуки перевоплощаются в цвета и формы, одни из которых доминируют, другие наслаиваются друг на друга, а третьи резко контрастируют. Эти консонансы и диссонансы зритель должен если не услышать, то почувствовать.
Картина была написана под занавес относительно спокойного периода в жизни мастера – преподавания Кандинского в Баухаузе в Германии. Позже его искусство будет признано дегенеративным, а многие произведения уничтожены.
Полотно было создано в период, когда художник написал свои лучшие работы. После его возвращения в Германию он работал в обстановке оживления всех видов искусства и внимания к абстрактной живописи среди замечательных коллег, что подстегивало творческий процесс и давало новые идеи. В тот период у живописца преобладают названия холстов, связанные с цветом либо формой и отсутствием предметности и семантики. Неясные образы напоминают шифр, скрытый в геометрических понятиях.
Две значительных конфигурации на полотне «Черное и фиолетовое» аналогичны парусным лодкам, плывущим по спокойному морю с правой стороны, они противопоставлены темному устрашающему облаку слева, олицетворяющему меркнущий мир в момент затмения. Надвигающаяся буря уже настигла третью лодку – под флагом нашей страны. В таком ключе картину трактуют как иллюстрацию к отъезду Кандинского из России.
Однако полотно обладает множеством интерпретаций. Это как раз соответствовало замыслу художника, считавшего, что понимание и оценка искусства индивидуальны для каждого зрителя, который должен найти в нем свою суть. Привычная трактовка картины базируется на описании красок и форм, оставленные художником в своих теоретических сочинениях. В двух колористических центрах обозначены смысловые средоточия: черный и фиолетовый пересечены ровными контрастными линиями, представляющими драматизм и даже единоборство. Это сопоставимо с философским понятием борьбы противоположностей, поединка света и мрака, оппозиции жизни и смерти.
Еще одно достойное внимания толкование связывают с учением создателя интерпретации звучания посредством графических изображений. Руководствуясь его пониманием звука, специалисты трактуют картину как оркестр, настраивающий свои инструменты. Звучание переходит в краски и формы, доминирующие, наслаивающиеся, контрастирующие друг с другом. Эти благозвучия и какофонию должен воспринять зритель и оценить согласованность и несоответствие. Каждый может фантазировать по поводу картины, но следует помнить, что в абстрактном искусстве устранены все смыслы, оставлена лишь чистая форма: колорит, линии.