Анализ картины Василия Кандинского Доминирующая кривая - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандинского Доминирующая кривая

Анализ картины Василия Кандинского Доминирующая кривая

Василий Кандинский известен во всем мире как один из основоположников абстракционизма. Родители видели своего сына юристом, и он послушно поступил в Московский университет. Все изменила выставка импрессионистов, на которую попал Василий – в тридцать лет он принимает решение круто поменять свою жизнь и стать художником. Учиться мастерству художника молодой человек едет в Лондон. Уже первые работы Кандинского значительно отличались от всего, к чему привыкли его учителя. Форма еще не была абстрактной и условной, но яркие «кислотные» цвета вызывали непонимание и недовольство старых мастеров. Творчество художника быстро развивалось, но поначалу увидеть в нем создателя нового жанра было довольно сложно – академикам казалось, что молодой рисовальщик недостаточно прилежен в написании пейзажей с натуры и относится к заданиям со своеобразным юмором.

Постепенно на картинах Кандинского цветные линии и пятна вытесняют реальные предметы и человеческие фигуры. Изображения становятся все более схематическими, примитивными; мысль о беспредметном искусстве сама по себе восхищала художника, но ему не хватало смелости сделать последний шаг в сторону абсолютной абстракции. Однажды вечером в своей мастерской Василию пригрезилось совершенное, идеальное полотно; холст был прислонен к стене и в сумерки казался нереально красивым, поражая невероятными сочетаниями цветовых пятен. Спустя минуту художник понял, что это его собственная картина перевернутая вверх ногами. В тот момент Кандинский понял, что сочетание линий и пятен может производить глубочайшее впечатление и быть крайне эмоциональным.

Картина «Доминирующая кривая» – одна из самых ярких и характерных в творчестве художника. В ней прослеживается влияние сюрреализма. Наряду с геометрическими формами, привычными для абстрактного искусства, на этом полотне Кандинский вводит некие яркие биоморфные предметы и образы. Художник считал, что каждое произведение искусства – это вещь в себе, не требующая понимания зрителей, и как бы в подтверждение этой мысли бесконечно экспериментировал с формой и цветом.

Разноцветная «доминирующая кривая» на данной картине выполнена в основном красной и зеленой краской. Слева от нее – крупные желтый и зеленый круги, абсолютно неожиданно дающие на соединении нечто вроде темно-малинового оттенка. В правом верхнем углу – идеальной формы черно-белые круги, напоминающие грампластинки. В правом нижнем углу – кубических форм сине-белая лестница. Остальные детали картины как будто бы имеют биологическое происхождение; розовые и белые округлости, похожие на клешни ракообразных; два разноцветных образования, напоминающих человеческий профиль; черные и темно-зеленые элементы, по виду – стебли и листья растений. На данный момент картина находится в музее Гуггенхейма в Нью-Йорке.

Сам художник назвал этот период творчества поистине живописной сказкой. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее». С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком». Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Вот таким образом я предпочитаю так называемое абстрактное искусство называть конкретным искусством. Об истории создания и о главном принципе этой книги он писал: «Возможно, будет небезынтересно заметить, что мысли, развитые в этой небольшой книге, являются органичным продолжением моей книги» О духовном в искусстве. Кроме того, книга снабжена регистром, включающим перечень основных понятий, являющихся не только понятиями, которыми он оперирует в этой книге, но и главными понятиями его теории в целом: абстрактная форма, анализ, элементы, фактура, цвет, плоскость, построение (конструкция), контрасты, графическое выражение, звук, композиция, линия история искусства, живопись, метод, точка, напряжение, природа, синтез, техника, время, верх, низ, повторение, числовое выражение, тяжесть, холод, тепло, драматическое, лирическое, назначение (цель) и т. д. Можно предположить, что из этих понятий и должен был складываться словарь терминов изобразительного искусства. В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Но события развивались таким образом, что в действительности продолжением его теоретических раздумий стали статья в альманахе «Синий всадник» «К вопросу о форме», автобиографические записки «R u ckblicke», программы ИНХУКа и ГАХН, а затем книга «Точка и линия на плоскости».

Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами. Первая часть задачи — анализ граничит с задачами «позитивных наук». И первый шаг в этом направлении ему удается сделать в России, в момент, когда рушились «старые стены», пересматривались прежние ориентиры и само время требовало новых нестандартных решений. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.

В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. Жгучий интерес В. Кандинского к проблемам современности, его вера в возможности духовного обновления, характерное для него стремление обосновать и аргументировать теоретически свои открытия в живописи, послужившие своеобразной основой его первой книги «О духовном в искусстве», находят свое выражение и в другой его работе — книге «Точка и линия на плоскости», которая во многом становится теоретической основой его педагогики в Баухаузе. Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Вместе они образуют узловой пункт закономерностей человеческого развития в целом» (1, 13). Синий «опускается в бездонные глубины». Но и тут сделать что-либо выдающееся не получилось: в конце 1921 года Василий Кандинский переехал в Берлин.

И название пришло само». Но это широкая перспектива на будущее. Вот таким образом русский художник широко известен не только в России, но и за рубежом. В правом верхнем углу – идеальной формы черно-белые круги, напоминающие грампластинки.

В правом нижнем углу – кубических форм сине-белая лестница. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали – «тепло и высоко».