Анализ картины Василия Кандинского Дамы в кринолинах -
Анализ картины Василия Кандинского Дамы в кринолинах (1909 год)

Анализ картины Василия Кандинского Дамы в кринолинах

Один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский сравнительно поздно сформировался как художник. Решение посвятить себя искусству он принял по окончанию Московского университета, когда перед ним открывалась карьера ученого. Однако достоинства развитого интеллекта органично вошли в его художественную практику, в которой он ассимилировал разные стилистические приемы.

В картине «Дамы в кринолинах» оживают бидермейеровские и мирискуснические мотивы. Тема прогулок, флирта, старинной усадебной жизни, столь милая сердцам художников рубежа XIX–XX столетий, долго увлекала и новое поколение живописцев.

Сцена, разворачивающаяся на фоне старинной усадьбы с колонным портиком, напоминает работы художников Константина Сомова и Борисова-Мусатова. Но четкость линейной композиции, построенной параллельными плоскостями, выдает новый метод в живописи. Контурный очерк фигур, мягкая, изящно гнущаяся линия, то ниспадающая, то устремляющаяся вверх, декоративная пестрота колорита, образованная превращением мазка в широкое цветовое пятно, – все выдает причастность автора к стилю модерн, причем в его немецком варианте. Высвобожденная красочная стихия царит в произведении художника.
Фронтально выстроенные планы картины объединены диссонансами цветовой феерии. Верх и низ полотна, небо и земля сливаются в свето-цветовых потоках, которые динамично, воронками и водопадами, обрушиваются отовсюду.

Художественный образ формируется как эквивалент выразительных средств живописи: красками, формами, линейным ритмом и их соотношением.
Так, шаг за шагом, реализуется идея отхода от предметной, материальной реальности и выход в сферу чисто духовного.

В период с 1900 по 1910 Василий Кандинский работал в журнале «Мир искусства», которое занималось изданием русского символизма. Основной тематикой для творчества символистов того времени, была культура русского дворянства 17 века и первой половины 19 века. Именно с этим связана ретроспективная тема изображения.

«Дамы в кринолинах» написана маслом по холсту. Картина плоскостная, фрагментарна с преобладанием ритма и пластики. «Дамы в кринолинах» самая яркая из работ Кандинского на тему дворянства. Произведение сочетает в себе импрессионистическое понимание цвета, как итог определённой интенсивности освещения. Благодаря этому мастер пытался передать зрителю дух ушедшего быта. Произведение воспринимается, как стремление к декоративно-монументальной обобщенности, которая свойственна модерну. Картина не имеет определённого сюжета, что свойственно символизму. Предметность произведения растворяется в пластике живописи. Воскрешенный мир дворянства, написан с лирико-ироничной интонацией, которая просматривается в «игрушечных» образах.

Художник свободно играет цветовыми пятнами, точками и линиями, т. к. считал, что красочное созвучие ритмов выражает внутренне духовное содержание. Цветовая композиция, представленная от желтого к красному, достигая красно-оранжевый тон, изображает максимальную яркость солнечного света. Представленной композицией, художник наделяет зрителя активной тёплой энергией. Благодаря игре цветом, торжественный оранжевый тон переходит в гордый оттенок, придающий внешнюю пышность. Своим колоритом изображение схоже с фольклорным, но в тоже время современным, пронизанным романтизмом.

В основе построения композиции, художник заложил ритм расстановки фигур, не принимая во внимание сюжетную линию. Размытые, нечеткие образы, предстают как воспоминание о дворянской жизни.