Образ девушки с полотна взят художником из знаменитого древнерусского произведения – «Слово о полку Игореве». По сюжету поэмы князь отправляется в рискованный военный поход на половцев, оставив свою верную жену ждать его возвращения.
Ефросинья (так звали супругу Игоря) не в состоянии сопротивляться этому решению, терзает себя и боится потерять любимого. Ярославна молит все силы природы, чтобы тот вернулся живым. Она готова птицей взлететь в небо и примчаться к своему князю. Это беспокойное ожидание и есть главный мотив картины.
Перову прекрасно удалось передать переживания молодой девушки: все то отчаяние и тоску, вместе с надеждой, которая едва тлеет, как и рассвет на заднем плане картины. Острый частокол и размытые очертания леса лишь подчеркивают тревожную атмосферу сюжета.
В период написания этюда в жизни художника стояла такая же напряженность: он был серьезно болен чахоткой. К этой причине критики относят ухудшение качества его работ и неточности изображения.
Желая отобразить реальность, Василий Перов поддается неестественности. Однако мастеру удалось сохранить прежнюю технику и манеру исполнения: одежды детально прорисованы, а живое выражение лица позволяет прочесть все проявления эмоций.
Нежные розово-голубые оттенки неба с белыми силуэтами птиц контрастируют с темным частоколом, а образ княгини играет главную роль в композиции, объединяя детали. Холодные тона разбавлены светлыми элементами одеяния; тона теплые, что передает противоречивые чувства.
Они разбрелись по небу, встревоженные плачем скорбящей девушки. Основной мотив картины – ожидание. В этот сюжет, взятый и древнерусского памятника литературы, Перов внес свое прочтение, выражающееся в непреодолимом стремлении жить. Образ самой Ярославны гармонирует с фоном и пейзажем. Особенно стоит отметить, как детально прорисовано ее одеяние.
Однако в излишнем стремлении передать реальность, художник доходит до некой театральности и неестественности. Как сильно бы не привлекал внимание зрителя костюм Ярославны, ее лицо остается важнейшим элементом в картине. Ведь одеяние не способно передать ее эмоций, а это основная тема полотна. А в лице видно и отчаяние, и тоска, и внутренне болезненное напряжение. Кроме того, художник постарался отразить и надежду на встречу с любимым.
Птиц встревожили причитания героини. Они летают над городом, не находя покоя. Во всей картине сквозит тревога ожидания. Вероятно, что совсем скоро произойдет трагедия. Складывается ощущение, что Репин вложил в свое творение непреодолимое, доходящее до отчаяния стремление жить.
В цветах костюма Ярославны видно созвучие всему пейзажу. Художник стремится максимально точно передать ее наряд. Также он стремится быть реалистичным и в пейзаже. Но при этом в этой работе очень заметна определенная наигранность, присущая театру. Зритель видит яркость бутафорского характера и условность.
Все внимание художник концентрирует на лице Ярославны. Можно с уверенностью сказать, что эту часть своего творения он смог выполнить с невероятным мастерством. Он передал максимальное отчаяние. Героиня внутренне напряжена, но при этом в ней таится надежда. Кажется, что еще мгновение, и Ярославна полетит по небу, чтобы, как можно скорее, прийти на помощь своему любимому. Художник смог передать искренность героини, которая действительно неподдельная.
Мастер пытался, во что бы то ни стало, справиться со свои недугом. Эта картина – его стремление победить. Он хотел снова полноценно работать и творить.