Анализ картины Константина Первухина Осень на исходе - Анализ картин
Анализ картины Константина Первухина Осень на исходе

Анализ картины Константина Первухина Осень на исходе

Константин Первухин – ученик И. Е. Репина, последователь Н. Н. Дубовского, автор большого количества пейзажных работ. Особую популярность ему принесли картины с изображением видов Италии. Небольшие по размерам, но подробно и тщательно проработанные, похожие на фотографии, его работы охотно раскупались как любителями живописи, так и людьми, несведущими в искусстве, для украшения интерьеров. Поэтому множество работ автора и по сей день находится в частных коллекциях.

Принадлежавший к младшему поколению художников-передвижников, Первухин в полной мере отразил в своих работах все присущие ему тенденции. Это и подробное, но эмоциональное отображение окружающей действительности, и лиричность работ, и точная передача настроения пейзажа, и тщательный выбор колорита. Писал Константин Константинович в основном на воздухе, с натуры.

На полотне Константина Первухина Осень на исходе изображен момент поздней осени: листья с деревьев уже облетели полностью, но снег еще не выпал. Голые коричневые ветки выглядят особенно уныло и одиноко на фоне низкого серого неба; пожухлая безжизненная трава пропитана влагой. Глядя на картину, можно почувствовать, как хлюпает под ногами залитая бесконечным холодным дождем земля. Вдалеке виднеется беленая церквушка; ее темно-зеленые купола почти сливаются с тяжелым, влажным воздухом. Легкий туман покрывает все пространство, делая контуры далеких предметов размытыми; в тумане тает далекая деревня и лес на горизонте.

«Осень на исходе» была дебютом художника, впервые приглашенного для участия на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году, и этот дебют оказался счастливым.

Картину не только отметил один из самых уважаемых художественных критиков того времени В. В. Стасов, ее захотел приобрести для своего собрания П. М. Третьяков. Так сложилось в творческой жизни художников, что покупка картины этим знаменитым собирателем русской живописи становилась для автора своеобразным пропуском в большое искусство.

Первухин жил тогда в Москве у своего дяди, который говорил, что не признает племянника настоящим художником, пока его картины не купит Третьяков. Наверное, под тяжестью такого аргумента Константин Первухин даже не поверил, когда увидел на своей «Осени…» записку «Приобретено Третьяковым». Решив, что это чья-то глупая шутка, сорвал листок с надписью, а через какое-то время вновь увидел его на своей картине. Оказалось, что в самом деле пейзаж был куплен Третьяковым.

Несмотря на простоту и незамысловатость мотива – это ведь уже не золотая, праздничная осень, это предзимье, последний осенний месяц, ноябрь, картина представляет собой прекрасный образ пейзажа настроения, наполненного тихой грустью увядания природы.

Деревья окончательно сбросили наряд, они беззащитны в своей обнаженности на фоне серого неба. На земле уже почти не видно листвы; она ждет, когда накроет ее мягкое пуховое одеяло снега. Первухину удалось передать печальную прелесть поздней осени в средней полосе России, ощущение влажного холодного воздуха, в котором раздается звук церковного колокола.

От полотна веет холодом, безысходностью, предчувствием долгой зимы; природа засыпает, практически умирает, готовясь к ледяной спячке. В воздухе как будто разлит колокольный звон; это похоронная служба по теплым дням, по ушедшему лету. Картина «Осень на исходе» была приобретена П. М. Третьяковым для его галереи практически сразу после написания.