Анализ картины Василия Перова Гитарист-Бобыль - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Гитарист-Бобыль

Анализ картины Василия Перова Гитарист-Бобыль

Картина В. Г. Перова «Гитарист-бобыль» весьма характерна для творчества художника: она отражает важную социальную тему, в одном изображении охватывает всю историю жизни человека.

На полотне изображён немолодой мужчина, перебирающий струны на гитаре. Он сидит у стола с бутылкой и рюмкой, других предметов интерьера зритель не видит.

Сам гитарист сгорблен, грязные волосы спутаны. Лицо от продолжительного пьянства пожелтело и покрылось морщинами, взгляд направлен в никуда. Цветовая гамма состоит из коричневых и жёлтых оттенков, что подчёркивает болезненное и отчаянное настроение картины.

Перов дал очень точную психологическую характеристику своему персонажу. Это человек, который своей привязанностью к алкоголю (о чём говорит бутылка и полный стакан на столе) привёл свою жизнь в тупик. Он одинок, жилище его не имеет даже намёка на семью, вся его поза говорит об отсутствии каких-либо стремлений и надежд.

В окружающей его обстановке холод и полное отсутствие даже намёка на уют. Пронзительное одиночество и отчаяние, заглушаемое алкогольными возлияниями под монотонное перебирание струн гитары. В этом тихом и монотонном перебирании собраны все воспоминания о несбывшихся надеждах и мечтах, а низко опущенная и втянутая в шею голова говорит о том, что никаких надежд на будущее нет и не будет.

Социальная обстановка тех лет как раз способствовала развитию поголовного пьянства, в результате которого терялись семьи и рушились планы на будущую жизнь. Питейные заведения находились на каждом углу, что способствовало поголовному втягиванию в алкогольный ежедневный угар.

Население России стремительно деградировало. Это и тревожило и пугало, это состояние катящегося в бездну человека и хотел запечатлеть на своей картине художник. Запечатлеть и показать потомкам – что делает алкоголь с человеком в очень короткий отрезок времени.

Это яркий представитель деградирующего человека, который остался в одиночестве на склоне лет наедине с бутылкой и затуманенным сознанием. Полная неопределённость в будущем, да в принципе весь колорит картины показывает отсутствие этого будущего.

Человек не обращает внимания ни на окружающую обстановку, ни на свой внешний вид. Волосы на голове давно не видели не то чтобы парикмахера, даже расчёски. Дома в тулупе, так как холод и отсутствие желания топить печь, а скорей всего отсутствие дров, так как все заработанные средства уходят на покупку пьянящей жидкости. Полное отсутствие желания что-то менять в этом моменте и в будущем.

Картина Василия Перова Гитарист-Бобыль погружает зрителя в максимально неуютную, безысходную обстановку. Герой закутан в тулуп – ему холодно, даже несмотря на то, что он в помещении, а это говорит об отсутствии отопления и бедности бобыля. Самая простая мебель, пустота в комнате также указывают на нищету, но ещё более – на одиночество, пустоту уже душевную, которую способны хоть как-то заполнить лишь звуки гитары.

Изобразив такого персонажа, Перов привлёк внимание к проблеме всеобщего пьянства в России. Особенно актуальной она стала после 1863 года, когда Александр II отменил государственную монополию на производство алкоголя. В результате спиртное подешевело и стало более доступным, что привело к быстрой деградации населения.

Детали позволяют лучше проникнуться поднятой Перовым темой. Например, тулуп – вещь для своего времени отнюдь не дешёвая; раньше его носили только зажиточные люди. Значит, когда-то у героя картины был достойный заработок. Но те времена давно прошли, и сейчас гитариста не заботит, насколько достойно он выглядит: тулуп изодран, папиросы разбросаны по полу.

Перов создал психологический портрет героя, охваченного горем и отчаянием, передал настроение времени, когда люди были лишены каких-либо надежд на будущее.