Анализ картины Василия Перова Спор о вере - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Спор о вере

Анализ картины Василия Перова Спор о вере

«Никита Пустосвят. Спор о вере» – картина известного русского художника Василия Григорьевича Перова. Полотно было создано между 1880 и 1881 годами, но история, о которой оно повествует, произошла 5 июня 1682 года.

На картине изображены Никита Пустосвят, простой священнослужитель из Суздаля, и его последователи-старообрядцы, а также представители светской и духовной власти. В левой части полотна расположены царевна Софья Алексеевна и главные представители церковной власти. Оба лагеря композиционно противопоставлены друг другу, при этом правящая элита физически нависает над согбенными и коленопреклонёнными раскольниками.

Царевна-правительница является самым главным символом произошедших изменений, ведь раньше увидеть женщину у власти было немыслимо. Софья Алексеевна встала с престола, ее глаза сверкают от гнева. Она возмущена небывалой наглостью и непочтительностью старообрядцев. Она не принимает их аргументы, а самого старца и его последователей считает умалишенными.

Никита Пустосвят, несмотря на подобострастную позу, являет собой образ героя, готового отдать жизнь за убеждения. Его внешний вид — безумные глаза, аскетичная худоба, всклокоченная борода — говорят о фанатичности старца, его отчаянном желании добиться своей правды. Одной ногой, обутой в лапти и онучи, он наступает на ново печатную книгу с исправленными канонами и догмами. В правой руке он держит восьмиконечный крест, а другой замахивается, словно готовясь к удару.

Не менее тщательно проработаны образы остальных старообрядцев. Благодаря детализированности полотна создаётся впечатление, что художник лично присутствовал при событиях двухсотлетней давности.

Главное, что пытался показать Перов — бессмысленность споров между людьми с разными убеждениями, если обе стороны фанатичны и непримиримы. А также, художник отразил беспомощность человека перед государственной машиной: беспощадные колёса системы погубят любого, кто попытается встать на пути реформ.

В центре картины оказывается простой православный священник Никита Пустосвят, пришедший в Грановитую палату Московского Кремля для того, чтобы принять участие в споре о вере. Данный спор был затеян им самим, но по лицам, присутствующих на картине персонажей – царевны Софьи, высокопоставленных священников и придворных, явственно видно, что претензии к церкви, также как и сама церковь, им не интересна.

Никита Пустосвят обвиняет священников в полном невежестве в том, что используемые ими святые изречения – это всего лишь слова, значения которых они практически не понимают.

Священник одет в простую рясу, подпоясанную куском бечевки, на голове у него черный головной убор, положение тела полусогнутое, в руках – свиток. Несмотря на то, что человек на картине находится в раболепной позе, явственно просматривается, что он готов бороться за свои убеждения до самого конца.

Окружающие священника люди повернуты к зрителю спиной и стоят на коленях, исключение составляют представители высшего духовенства и сама царевна.

Картина Василия Перова Спор о вере написана в мрачных тонах, на ней представлен завершающий момент жаркой дискуссий. Лица людей уставшие, отрешенные, видно, что каждый остался при своем мнении.

Завершение этой истории художником не было показано. Сама же историческая действительность изображена живописцем более чем беспристрастно, на полотне не видно, каковы настоящие чувства художника, неизвестно как он относится к происходящему.

Из исторических источников известно, что Никита Пустосвят вышел победителем из затеянного им спора. Но на следующий же день, после того, как произошли события, отраженные на полотне, сельский священник был схвачен и казнен по приказу царствующей семьи.

Доводы разума оказались бессильны перед применением физической силы и невежеством, от которого действительно страдали многие священники описанного периода истории, не владеющие грамотой и пониманием того, что произносят, но берущиеся учить других.