Анализ картины Василия Перова Суд Пугачёва - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Суд Пугачёва

Анализ картины Василия Перова Суд Пугачёва

Уж наверняка великий живописец писал это полотно под впечатлением от книги Пушкина «Капитанская дочка». В этом романе как раз есть сцена суда и это полотно, можно сказать, является хорошей иллюстрацией той сцены.

Из истории всем знакома судьба известного русского повстанца Емельяна Пугачёва, человека, сумевшего покорить тысячи сердец страхом, силой духа, ненавистью. Кто-то им восхищался, кто-то любил, кто-то дико ненавидел. Он смог правдами и неправдами стать «псевдоцарём», но в итоге поплатился за это жизнью.

Часто говорят, что жестоким был великий царь Иван Грозный, но Пугачёв ему не уступал. Это мы можем увидеть на картине.

На троне восседает Пугачёв, на его глазах совершается казнь, но его лицо невозмутимо. Многие, при виде этого, падают в обморок, другие молят о помиловании, кто-то молча ожидает кончины, гордость его не покидает. Сам самозванец сидит даже не дрогнув, в его глазах видна сила, могущество, ни намёка на сострадание к ближнему. Ненависть, непоколебимость – всё на что он способен. Но, как говорится, всё возвращается бумерангом. Не знал тогда ещё об этом Пугачёв и вершил суд над беднягой. Не думал он, не гадал, что его ожидает та же участь. Миг славы не вечен. Сейчас ты на коне, а скоро можешь оказаться таким же несчастным.

Так и случилось. Пугачёва предали свои, и его ожидала та же участь – казнь.

Автор картины пытается показать нам, что власть эта не вечна, и мы не сможем забрать её в мир иной. Всё течёт, всё меняется. Сегодня ты у власти, а завтра суд вершится над тобой.

Перов мастерски описал судный день. Сколько людей собрал он воедино и смог создать сюжет. Образ Пугачёва яркий, чёткий. На полотне мы видим людей, бунтарей, молчаливую толпу и главаря всей этой банды. Портрет и картина не завершена, но она этим и привлекает зрителя.

Наверно не стоит повторять историю этого казацкого бунта и вспоминать какие-то важные вехи жизни Емельяна Пугачёва. То, что это был самозванец и дерзкий человек, понятно было не сразу.

Сначала у Пугачёва были победы и он, почувствовав удачу, решился идти на Москву. Но при этом в тех городах, которые захватывал он, производил свой суд, подчас нелепый и странный и часто – скорый.

Первыми кто страдал от этого суда коменданты крепостей и городов, офицеры. Бывали обвинения ложными и абсурдными, но ему лично было, не жаль этих людей. Вот и на полотне, посмотрите, сколько страсти, сколько боли и сколько эмоций. Сам Емельян Пугачёв сидит в кресле на крыльце и сверху вершит суд. Кто-то потерял сознание, кто-то на коленях просит милости, а кто-то стоит гордо и даже не думает пресмыкаться перед бунтовщиком. Невдалеке видна виселица.

Судьба потом сыграла злую шутку над Пугачёвым. Он был всё-таки арестован и как зверь вывезен в Санкт-Петербург, на суд. Почему как зверь? Его везли в клетке, чтобы все видели, как это бунтовать против императрицы и клеветничать на её семью. А потом его жестоко казнили, практически так же, как и он без всяких скидок казнил многих официальных лиц.

Страшно то, что он явно понимал, что творит грех, явно понимал, что это ему зачтётся и припомниться. И кстати, его предали свои же, просто разбежались кто-куда и он остался один. А один в поле не воин, тем более после того, что он успел натворить.

На полотне он пока во власти и чувствует себя вершителем судеб, но как иллюзорно это чувство и как быстро кончается власть. Он это понял потом.