Тициан – венецианский художник, чье творчество пронизано жизнелюбием и поклонением женской красоте.
В его творчестве преобладала религиозная тематика, но он также писал и многочисленные портреты. Женские образы давались Тициану особенно хорошо. Это были и портреты простых женщин, и изображения куртизанок, занимавших в то время высокое социальное положение. Так или иначе, все они демонстрировали притягательность женского тела.
Одним из известнейших творений мастера является картина «Венера Урбинская».
Считается, что она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II дела Ровере в подарок невесте. Кто стал прототипом к написанию образа Венеры, точно не известно. Но есть версии, что художник писал портрет юной невесты Гвидобальдо II Джулии Варано с матери герцога. Так как на момент написания картины Джулии было всего 10 лет
Интересно, что интерпретируют холст и символы на нем по-разному. В большинстве случаев, критики склоняются к мнению, что картина несет в себе иносказательный смысл, аллегорию брака.
Так розы являются символом женского плодородия, мирт на окне — символом брачной жизни, а собачка, спящая в ногах девушки – символом верности. Две служанки у сундука занимаются приданым невесты, что также свидетельствует о том, что это свадебная картина. В то же время чистота образа девушки подчеркивается белизной белья, на котором она возлежит. Ее тело как бы светится на фоне темного интерьера. Используя прием сфумато, художник смягчает границы пышных форм. Их будто окутывает дымка.
С помощью цветовых контрастов мастер создал чувственный образ девушки, сознающей свою красоту, хотя и выглядящей слегка смущенной. Натурально и тонко он передал детали- украшения, волосы, ткани.
Тициан был близким другом и учеником Джорджоне. И часто изображение «Венеры Урбинской» связывают с полотном последнего «Спящая Венера». Отсылка к более ранней картине понятна из-за очевидного сходства изображенных девушек. Но, если Джорджоне сделал акцент на девственно-целомудренной красоте, то Тициан в своем варианте картины подчеркнул пышную наготу идеала эпохи Возрождения.
Впоследствии изображение Венеры Урбинской вдохновило Эдуара Мане на создание одной из самых известных его картин — «Олимпия».
На данный момент картина выставляется в Галерее Уффици, зал №83 в которой полностью посвящен творчеству Тициана.
Античная тема, нередко возникавшая в творчестве Тициана, позволяла этому жизнелюбивому венецианцу выплеснуть на полотно все свое восхищение миром и умение ценить его красоту. Мастер любил античность как нечто живое и потому смело помещал персонажей греческой или римской мифологии в современную ему обстановку.
Его «Венера», приобретенная Гвидобальдо делла Ровере, герцогом Урбинским и потому получившая свое нынешнее название, представляет молодую венецианку, красавицу с живым взглядом, нежным телом и золотыми волосами. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту.
Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Однако эта чувственность обманчива. Местом действия художник выбрал комнату, где все дышит уютом крепкого дома: на заднем плане служанка ищет что-то в сундуке, а другая смотрит на нее в ожидании. На окне стоит мирт — символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь.
Древние персонажи художнику казались живыми, поэтому он смело перемещал мифологических героев в свою эпоху.
Так, его известное полотно «Венера» отождествляется с богиней Венерой. Картина написана для герцога Урбинского, который в 1538 году заказал у Тициана две работы – свой портрет и изображение нагой женщины. Существует две версии того, кто был моделью художника.
По одной из них, Тициан обрисовал образ молоденькой девушки Джулии Варано – невесты Гвидобальдо. По другой – свою любимую женщину. Бытовало и такое мнение, что полотно имеет сходство с другой картиной Тициана – портретом Элеоноры Гонзага, матери Гвидобальдо.
Как бы там ни было, но на картине Тициана представлена юная венецианка, настоящая золотоволосая красотка с игривым взглядом и нежным телом. Девушка выглядит смущенной, но уверенной в том, что она красива.
Место действия на картине – комната зажиточного дома. На ближнем плане в дворцовой роскоши лежит в постели обнаженная женщина, взгляд которой устремлен к зрителю. Свое лоно, которое стало своеобразным центром композиции, женщина прикрывает левой рукой, а правой – держит цветочный букетик. Возле ее ног уснула собачонка. На дальнем плане художник изобразил двух служанок, занимающихся своими обычными делами.
Смысл картины умело скрыт. Одни интерпретируют его, как супружескую верность, учитывая то, что на окошке стоит мирт – символ брака. Другие уверены, что Тициан создал портрет куртизанки, которая предлагает себя публике.
Самобытность почерка художника Тициана в «Венере Урбинской» нашла свое отражение. Живописец срисовал все с присущей ему натуральностью, демонстрируя этим высокий уровень мастерства.