Больной Вакх (Bacchino Malato — итал.) — ранний автопортрет художника эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо, находящийся в наши дни в галерее Боргезе в Риме.
«Больной Вакх» – написанная в 1593 году ранняя работа итальянского мастера барокко Караваджо. Выполненная в жанре мифологической живописи, она была отражением размышлений художника о слабости человеческой жизни. В этой картине впервые проявился драматизм творчества Караваджо, свойственный его поздним трудам.
Пробыв долгое время в больнице и покинув палату, еще не окончательно выздоровевший живописец под наитием вдохновения достал чистый холст и приступил к работе. В тот период он был стеснен в средствах, поэтому пришлось обойтись без натурщика.
Мастер писал автопортрет в образе древнегреческого персонажа Вакха: безжизненный потухший взгляд, бледная желтоватая кожа лица, слабые кисти держат гроздь уже подгнивающего винограда.
Вакх – одно из имен мифологического Диониса, божества виноделия и растительности в целом, а также вдохновения. Голова у Караваджо обвита вовсе не традиционным для изображения бога венком виноградных листьев, а увядшими листьями дерева неизвестной породы.
Здоровый, красивый, цветущий бог вина у греков становится у итальянца непримечательным, мнимо серьезным, болезненным. Подлинный Вакх, по легенде, носит загар, как все жители божественного Олимпа, а персонаж на холсте вовсе лишен бронзового налета на коже.
Художник будто бы глумится над собственным временным безобразием и бессилием, над земной природой людей, а заодно и над возвышенными идеалами ренессанса.
Безукоризненно прорисованные плоды черного и белого винограда с парой спелых персиков выдают в Караваджо гениального художника натюрмортов. Легко узнаваема рука мастера по ясно выраженной контрастности картины, эмоциональности, пластичности и лаконизму.
Ныне шедевр «Больной Вакх» находится на родине живописца в галерее Боргезе.
По словам первого биографа Караваджо, Джованни Бальоне, Караваджо создал этот автопортрет с помощью зеркала.
Картина написана в первые годы пребывания Караваджо в Риме после его приезда из родного Милана в середине 1592 года.
Следует отметить: гораздо раньше, чем талант Караваджо получил широкое признание, его уже знал весь Рим, но с другой, темной стороны натуры художника: как неисправимого скандалиста, задиру, драчуна и забияку, обладавшего невероятно вспыльчивым и агрессивным характером.
Во хмелю Караваджо бывал особенно буен — а пил юный художник регулярно. Кроме того, алкоголь пробуждал мстительные качества его натуры. Весь Рим знал, что к Караваджо нельзя поворачиваться спиной: стоило оппоненту Караваджо показать художнику свой тыл, и у Караваджо срабатывал инстинкт, свойственный многим хищникам — он тут же набрасывался на недруга с намерением если не убить его, то по крайней мере покалечить, из-за чего регулярно имел проблемы с законом.
Но разве можно, скажите, вообразить всё это при виде миловидного и крайне обаятельного юноши с трогательной и слегка виноватой улыбкой, который смотрит на нас с картины «Больной Вакх»? Конечно же, нет — а между тем, монстр с криминальными наклонностями и этот юноша — одно и то же лицо, то есть, Караваджо.
Откуда же эта робость, откуда кротость и виноватость во взгляде, откуда нездоровй цвет кожи и милая улыбка, из-за которой так и хочется похлопать юношу Вакха по плечу и сказать ему что-нибудь теплое и ободряющее? Причиной тому — длительная болезнь, которую художник перенес незадолго до написания картины.
Биографические источники за этот период свидетельствуют о том, что однажды художник сильно заболел и провел шесть месяцев в больнице Санта-Мария-делла-Консолазионе.
Согласно статье 2009 года, опубликованной в американском медицинском издании Clinical Infectious Diseases, картина «Больной Вакх» указывает на то, что физическое недомогание Караваджо, вероятно, было связано с малярией, поскольку желтый оттенок кожи и глаз указываетт на активное заболевание печени, вызывающее высокий уровень билирубина.
По словам Паоло Замбони, специалиста по сосудистой хирургии из Университета Феррары, очевидные признаки анемии, коричневатости кожи и черного акантоза позволяют однозначно предположить у Караваджо-Вакха наличие болезни Аддисона, поражающей надпочечники.
«Больной Вакх» входил в число многих произведений, составлявших коллекцию Джузеппе Чезари, одного из первых заказчиков Караваджо. Этой коллекцией в 1607 году завладел коллекционер произведений искусства кардинал Сципионе Боргезе, получивший вместе с «Больным Вакхом» картины «Мальчик, чистящий фрукты» и «Мальчик с корзиной фруктов».
Очевидно, что картина «Больной Вакх» была написана Караваджо с целью самопродвижения: полотно демонстрирует виртуозное владение жанрами портрета и натюрморта, намекая также на умение следовать канонам своих великих предшественников. Так, например, портреты в три четверти являлись самой хаарактерной чертой эпохи Позднего Возрождения, и Караваджо, изобразив себя таким образом, демонстрирует своим потенциальным заказчикам умение писать в разных стилях и направлениях.
Однако такой степени реализма, какую демонстрирует в «Больном Вакхе» Караваджо, и настолько реального ощущения страдания, которое, испытывает персонаж, до Караваджо не достигал никто — и поэтому Микеланджело Меризи да Караваджо велик!