Анализ картины Тициана Вечеллио Бегство в Египет - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Бегство в Египет

Анализ картины Тициана Вечеллио Бегство в Египет

Картина поступила в Эрмитаж между 1763 и 1774 годами. Во второй половине XIX века находилась в Гатчинском дворце. Возвращена в Эрмитаж в 1924 году.

Авторство Тициана не является общепризнанным.

Некоторые специалисты связывали картину с именами Джованни Кариани, Париса Бордоне, с мастерами круга Джованни Беллини. Большинство современных исследователей приписывают ее Тициану, опираясь на свидетельство Вазари, видевшего подобную картину в доме Андреа Лоредана в Венеции.

В 1648 году она, по свидетельству Карло Ридольфи, находилась в венецианском дворце семьи Калерджи-Гримани. Хотя описание «Бегства в Египет» Вазари расходится в некоторых деталях с эрмитажной картиной, их, видимо, можно отождествить, так как введение в какую-либо сцену большого количества животных — нечастый в венецианской живописи начала XVI века мотив.

По-видимому, он имеет северное происхождение и может быть связан с пребыванием в Венеции в 1505-1506 годах Альбрехта Дюрера.

Вазари утверждает, что картина была написана сразу после окончания совместной работы Тициана и Джорджоне над фресками Фондако деи Тедеоки, то есть является одной из самых ранних его работ. В то же время Тициан создает в ней новый для Венеции тип евангельской композиции, трактованный как монументальная эпическая по характеру сельская сцена.

«Бегство в Египет» считается одной из ранних работ великого художника эпохи Ренессанса Тициана, сделанная, вероятно в 1507 или 1508 году. Произведение написано на холсте внушительного размера (206 х 336 см), большую часть композиции занимает пейзаж. Екатерина Великая приобрела этот холст в 1768 году в Венеции. Недавно он был восстановлен, и открыт для показа в санкт-петербургском Эрмитаже.

Мария едет на осле, ее ребенок на коленях, Иосиф идет пешком. Группу путников возглавляет молодой человек, возможно являющийся ангелом – по традиции изображений того времени обязательно сопровождающий Святое семейство. Наполняет картину беспрецедентная чувствительность к свету, столь характерная практически для всех картин Тициана. Он спонтанно использует в чем-то даже наивный подход к видению природы, особенно это заметно в изображениях животных. Молодой художник демонстрирует нам мастерство в пейзажной живописи, его смелые мазки и волнующее использование цветов впоследствии станут отличительными чертами его художественного стиля. Пейзаж привлекает взгляд невероятной зеленью листвы, голубизной неба, глубокой синевой гор вдали.

«Бегство в Египет» было написано по заказу Андреа Лоредана, венецианского патриция, родственника венецианского дожа Лоредана, считавшегося покровителем для многих живописцев того времени. Планировалось, что картина станет украшением портика дворца Лоредана, расположенного на венецианском Большом канале, в котором сейчас находится казино. Лоредан был также покровителем таких великих художников, творивших на венецианской земле, как Джованни Беллини, Джорджоне и Себастьяно дель Пьомбо.