Анализ картины Тициана Вечеллио Положение во гроб - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Положение во гроб

Анализ картины Тициана Вечеллио Положение во гроб

Картина художника Тициано Вечеллио «Положение во гроб». Размер картины 148 x 205 см, холст, масло. Тициану этого периода не чужды были и темы драматического характера, что было естественно на фоне того напряжения сил, в той трудной борьбе, которую недавно испытала Венеция. Очевидно, опыт этой героической борьбы и связанных с ней испытаний во многом способствовал достижению того полного мужественной силы и скорбного величия пафоса, который был воплощен Тицианом в его луврском «Положении во гроб». Прекрасное и сильное тело мертвого Христа вызывает в воображении зрителя представление о мужественном герое-борце, павшем в бою, а отнюдь не о добровольном страдальце, отдавшем свою жизнь во искупление человеческих грехов.

Сдержанно горячий колорит картины, мощь движений и сила чувства крепких мужественных людей, несущих тело павшего, сама компактность композиции, в которой выведенные на первый план фигуры заполняют всю плоскость полотна, придают картине героическое звучание, столь характерное для искусства Высокого Возрождения. В этом произведении при всем его драматизме нет ощущения безнадежности, внутреннего надлома. Если это и трагедия, то, выражаясь современным языком, это оптимистическая трагедия, воспевающая силу духа человека, его красоту и благородство и в страдании. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559).

В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 году от пожара «Убиении святого Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». В дальнейшем, у позднего Тициана, жизнь природы, как воплощение хаоса стихийных сил вселенной, приобретает независимую от человека и часто враждебную ему силу существования.

В период написания картины Тициан испытывал большой интерес к темам сложным, драматическим, что было во многом вызвано происходящими в то время событиями в Венеции. Борьба в реальности отражается в его живописи, полотна художника полны напряжения и скорби.

На картине изображено 6 фигур, центральная фигура, как несложно догадаться – Иисус Христос. Тициан изображает его не худощавым, как это чаще принято, а мускулистым мужчиной, что придает ощущения силы и способности к борьбе. Христос предстает воином, а не жертвой, победителем опасной битвы, а не хрупким религиозным страдальцем.

Человеческие фигуры занимают практически всю площадь полотна, задний фон не четко прописан, немалая площадь отведена также и гробу, на котором, кстати, художник размещает собственную подпись. Картина довольно яркая. Здесь есть несколько больших пятен насыщенных цветов: красного, желтого, синего. Христос традиционно изображается в белом, олицетворяющем чистоту и свет.

Хотя, согласно библейскому сюжету, Иисуса и кладут в гроб в полной уверенности, что он уже мертв, картина не выражает скорби. Много белого цвета помогает зрителям сохранить надежду на лучшее, на чудо, на воскрешение. Персонажи картины смотрят на Христа с надеждой, хватаются за его руки, будто не желая отпускать в мир иной.

Фон не достаточно подробно прописан, но мы видим и густые облака, и пробивающийся сквозь них свет. Тициан умело сочетает настроение героев и настроение природы, эта связь очевидна. Мы понимаем, что не только фигуры героев и их эмоции подвержены движению, но точно такому же движению подвержена и изменчива