Анализ картины Тициана Вечеллио Несение креста - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Несение креста

Анализ картины Тициана Вечеллио Несение креста

Религиозная картина Несение креста, которую Тициан создал в зрелый период творчества, считается одним из наиболее драматичных его произведений. Полотно имеет лаконичную композицию, приглушенную гамму красок и обнаруживает признаки зарождающегося барочного стиля.

История и описание картины

Несмотря на статус легенды, история создания работы «Несение креста» практически неизвестна, за исключением того, что Тициан написал ее, предположительно, в 1565 г. Картина написана, предположительно в Венеции, так как была обнаружена в венецианском доме, где некоторое время жил Тициан. Дальнейшую судьбу полотна «Несение креста» проследить было проще:

В 1581 г. картина куплена вместе с домом знатной фамилией Барбариго.

Три столетия «Несение креста» хранилось в личной коллекции вышеупомянутой семьи.

В 1850 г. полотно было выкуплено у Барбариго и отправилось в Петербург.

В данный момент картина выставляется в Эрмитаже.

«Несение креста» отличается от большинства произведений этого художника мрачностью атмосферы. Тициан использовал в работе неяркие, но насыщенные тона:

Черный.
Красно-коричневый.
Грязно-серый.
Желтовато-бежевый.

Тициан создал свое полотно в жанре религиозной живописи, картина имеет средние размеры – 89,5×77 см. Фон композиции «Несение креста» — черный, за ним не видно ничего.

Тициан подчеркивает таким образом, что картина не нуждалась в дополнениях и деталях. В центре композиции «Несение креста» — две фигуры: Иисус, сгибающийся под тяжестью деревянной конструкции, и Иосиф Аримафейский, пытающийся облегчить Его ношу.

Темным фоном, лаконичностью композиции, геометрическими линиями и перекладиной на переднем плане картина «Несение креста» подчеркивает мягкость и гармоничность человеческих фигур, на которые Тициан направляет все внимание зрителя. Вопреки традиции автора, герои в композиции практически не взаимодействуют. Несмотря на то, что лицо Иосифа картина обращает к Иисусу, Он практически не видит человека, за тяжестью своей ноши, не замечая скромного помощника.

Главная идея произведения «Несение креста», которую выдвигал Тициан — жертвенность, терпение и принятие своей судьбы. Картина воссоздает образ страстотерпца, достойно принимающего ниспосланные свыше испытания. «Несение креста» — это воплощение мученичества, боли и отчаяния, смешанного с пониманием, что от судьбы не уйти и нужно пройти предначертанный путь до конца.

Тициан изображает Христа без классического божественного, неземного ареола, свойственного живописи более ранних эпох. Полотно «Несение креста» представляет Его прежде всего человеком – измученным, уставшим, с тревогой смотрящим в будущее, предугадывая страшный финал.

Тициан подчеркивает этот прием грязно-серым одеянием, каплями крови на лбу и четкой, реалистичной прорисовкой черт. И все же, заметны отличия в изображении человека и Бога, даже воплощенного в человеческий образ. Иосиф выполнен в более темных, смазанных тонах, в то время как неземное происхождение и святость Иисуса Тициан подчеркивает сияющей, светлой кожей, чистыми и тщательно прорисованными чертами лица.

Образ Иосифа Аримафейского наполовину скрывается в темной дымке. На холсте «Несение креста» он символизирует скромную, молчаливую поддержку. Лица его практически не видно – обращает на себя внимание только седая голова и рука, поддерживающая деревянную перекладину. Тициан показывает в этом образе человека, который, руководствуясь своими убеждениями и душевным порывом, пытается сделать хоть что-то, прекрасно понимая, что его усилия не способны ни в корне изменить ситуацию, ни принести хоть сколько-нибудь значимое облегчение. Картина дает понять, что, несмотря на малоэффективность, такие порывы особенно ценны, так как идут от души и подают пример неравнодушия окружающим.

Свое полотно «Несение креста» великий художник Вечеллио Тициан, живший в Эру Возрождения, создал примерно в 1565 году. Он был приверженцем темы мученичества и нового эстетического направления Барокко, что явно заметно по этой картине. С 1850 года его творение, привезенное из собрания Барбариго, находится под охраной в музее Эрмитаж.

Задумка художника изобразить на этой картине Иисуса Христа не в образе божества, властвующего над всем сущим, а в образе страдальца, стойко переносящего свои физические и душевные муки ради спасения человечества. Тициан нередко брал библейские истории за основу сюжетов своих картин. На этот раз он решил изобразить сцену несение креста божьим сыном в место его казни на Голгофе.

На холсте располагаются два лица, приближенных к зрителю. Центральной фигурой полотна является Иисус, в глазах которого застывает выражение усталости от тяжкого гнета креста, а также от перенесенных и еще ждущих его страданий. Тонкие ручейки крови сочатся по его вискам и шее из-за вонзенных в его голову шипов тернового венца. С помощью темного фона и строгих прямых линий креста Тициан подчеркивает мягкость силуэта, бледный цвет лица и руки Спасителя, облаченного в светло-оливковую одежду.

Изображение второго человека Иосифа Аримафейского окутано тенью полумрака. Он старается помочь мученику и взять часть его тяжелой ноши на себя. Седина в его бороде и волосах сливается с одеянием Христа. Именно эти приемы помогают художнику сделать образ Иосифа туманным и практически бесплотным, акцентируя внимание на главном герое.

Тициан изображает лицо Христа развернутым к зрителям. Наверное, для того, чтобы встречаясь взглядом с его глазами, каждый вспоминал о жертве, принесенной Спасителем, и задумывался, как много она для него стоила.