Эпоха Возрождения подарила миру многих талантливых художников, создавших удивительные и совершенные полотна, вызывающие благоговейное восхищение. Среди них и картина «Наказание Марсия», написанная знаменитым итальянским мастером-живописцем Тицианом Вечеллио. Для этого полотна выбран традиционный для Тициана сюжет – одна из историй древнегреческой мифологии о том, как сатир Марсий, попытавшийся доказать, что кифара бога Аполлона не идет ни в какое сравнение с его флейтой, был наказан за гордыню.
Полотно не просто выполнено в совершенной художественной технике, но и наполнено глубоким символизмом. Цветовая гамма картины содержит всего лишь три цвета, что наилучшим образом передает страдания сатира и трагичность происходящего. Сам бог Аполлон, поддавшись гневу, приготовил нож, чтобы содрать кожу сатира в качестве наказания, а мужчина в багряной тоге, сидящий справа, смотрит на это с задумчивостью и интересом. Даже собаки, изображение которых обычно означает защиту и дружбу, представлены на полотне совсем в другой ипостаси: одна лижет кровь мученика, а вторая сидит поодаль и не выражает сочувствия или желания помочь.
Лишь слева юноша со скрипкой, написанный в более светлых тонах, чем остальные, символизирует мольбу о прощении, обратив лицо к небесам и взывая к ним своей музыкой.
И, конечно же, центральная фигура картины – некогда надменный сатир Марсий – выражает боль, страдание от жестокости Аполлона и сожаление о содеянном. Эти эмоции передает скорее не лицо сатира, а язык его тела и концентрация темных тонов вокруг него. Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами.
Тициан Вечеллио – знаменитый итальянский художник, творивший во времена эпохи Возрождения. Он знаменит не только как живописец, но и как талантливый скульптор. Последователь Джованни Беллини создавал в традиционном стиле того времени – срисовывание с натуры. Лишь с появлением Джорджоне появляется его уникальный авторский стиль.
Картина «Наказание Марсия» выполнена в совершенной технике рисования, отточенной за долгие года. Художник продолжает традицию изображения мифов и легенд. За основу взят миф об Аполлоне и Марсии, которые вступили в долгий спор: Что лучше – кифара или флейта? Чье мастерство выше – бога или сатира? Возможно, художник хотел показать самого себя, как представлял его разум. Можно рассмотреть на картине, как Марсий, когда-то гордый и надменный, жалеет за содеянное.
Картина выполнена всего лишь в трёх цветах, которые невероятно точно предают весь ужас представленной ситуации. За надменность сатира сдирали с него кожу. Палачом Марсия выступает сам Аполлон, опустившийся до ужасной жестокости человека – он сидит на корточках с ножом в руке, уже приговорив к наказанию. В тоже время взгляд привлекает фигура, сидящая справа от главного персонажа – она напоминает художника, который получает непонятное удовольствие от наблюдаемой сцены.
Появление собак на полотне также не случайно: в большинстве культур пес – друг человека и его верный защитник. Здесь же изображена бессердечная и гордая собака, сидящая поодаль, а вторая – жадно припала к стекающей крови мученика.
На лице самого Марсия выражено не очень много эмоций: лишь язык тела помогает осознать происходящее в его внутреннем мире. Враги, что мучают его, сидят все в тени, и лишь проблеск надежды на прощение виден на левой стороне – юноша со скрипкой показывает свою покорность Аполлону и услаждает его слух музыкой в надежде, что бог простит сатира за содеянное. Но по его лицу видно, что наказание ему претит. Подняв лицо вверх, скрипач как будто отстраняется от происходящего, чтобы не наблюдать всей происходящей картины.
Холст «Наказание Марсия» был написан как последнее полотно художника. Тициан решил оставить послание притчей о гордости и высокомерии.