Описание картины Иеронима Босха Несение креста - Картины голландских художников
Описание картины Иеронима Босха Несение креста

Описание картины Иеронима Босха Несение креста

К какому стилю относятся картины Иеронима Босха, искусствоведы до сих пор не могут определить. Все его работы исполнены в определенной, только ему присущей манере, и даже всем известные сюжеты под его кистью становятся специфически уникальными. Классический мотив — крестный путь Христа на Голгофу, трактован абсолютно индивидуально, как видит художник.

Картина скорее похожа на коллаж уродов и чудовищ. На ней совсем нет свободного пространства и фона. Это общее нагромождение персонажей, густо заполняющее всю перспективу.

В самом центре картины с тяжелым крестом на плече изображен Иисус Христос, вернее его голова в терновом венке с опущенными уголками губ и закрытыми глазами. Изображение Христа центральная смысловая всего полотна, его сюжетная завязка. Христос не хочет смотреть на окружающих его людей, эти люди мерзкие и безобразные, эти люди требуют его казни, они хотят его смерти. Изобразить Господа с закрытыми на мир глазами очень в духе художника, тем самым он отделяет чистое от суеты.

Есть на картине еще одно нормальное человеческое лицо среди парада уродов – это лицо Святой Вероники. Вероника персонаж не библейский, имя ее появилось лишь из-за неточности перевода. Вероника, и ее нерукотворный образ Христа на полотенце навсегда вошли в христианство. По легенде, Вероника – это женщина, которая подала страдающему Иисусу чистое полотенце, стереть пот с лица. На полотенце чудесным образом отпечатался божественный образ лика Господня.

У Вероники, изображенной в углу картины, тоже закрыты глаза, в руках ее то самое чистое полотенце со Спасом Нерукотворным.

Остальные лица на картине не просто уродливы, это парад из одних сплошных уродов. Скорее всего мастер пытается показать внутреннюю неприглядность и душевное уродство грешников вынув его из потаенных уголков человеческих душ и вложив в лица, тем самым показывая, до чего неприглядны помыслы слабых людей.

Несение креста — Иероним Босх. 1490-1500. Доска, масло. 85,3 x 76,7 см.

Картина из Гента – одна из трех, созданных Босхом под тем же названием. В ней используется классический для живописи того времени мотив – крестный путь Христа на пути на Голгофу. Но подана эта широко известная сцена со специфической позиции Босха и только в ему одному присущей манере.

Картину можно назвать коллажем образов, причем образов уродливых, даже отвратительных и чудовищных. На ней нет свободного пространства и какой бы то ни было перспективы, только плоскость, густо заполненная головами персонажей и некоторыми деталями.

Голова Христа с огромным тяжелым крестом из массивного дерева на плече расположена практически в центре картины. Она является смысловым центром произведения, фокусом, на который направлены все взгляды. Но сам Иисус Христос не хочет смотреть на окружающий его отвратительный мир с мерзкими, безобразными людьми, которые хотят только его смерти. Он изображен с закрытыми глазами, и это глубоко символично, совершенно в духе Босха.

Еще одно нормальное человеческое лицо, резко выделяющееся на фоне гротескных чудищ, — это Святая Вероника. Хотя этого персонажа как такового нет в Библии, а ее имя появилось всего лишь в результате ошибки перевода, Вероника и ее легендарный плат с нерукотворным изображением прочно вошла в христианскую мифологию. По легенде, эта добрая женщина подала страдающему Христу, идущему на Голгофу, чистый платок, чтобы утереть пот. На нем чудесным образом остался светлый лик Иисуса, возникший как свидетельство его божественного происхождения.

На картине святая изображена в углу, она отвернулась от Христа и нежно улыбается, держа в руках платок с изображением Спасителя, который в православной традиции называется Спас Нерукотворный. У нее одной, как и у сына божьего, нормальное человеческое лицо.

Остальные, кто столпился вокруг – это ужасные уроды. Очевидно, художник хотел показать, что внутреннее уродство этих людей нашло отражение в их ужасном, непривлекательном, даже отталкивающем внешнем виде. Это изображение торжествующей злобы, злорадства, ненависти, мелких, жалких и ничтожных чувств, которые обуревают этих людишек, не понимающих истинного величия и размеров приносимой Христом жертвы.

На Голгофе распяли троих. Двое других – это разбойники, приговоренные к смерти. Один из них, с серым лицом, в смятении перед предстоящими муками, а второй – злобное существо, агрессивно окрысившееся на столь же отвратительных сопровождающих. Уникальная подача классического религиозного мотива характерна для необычной творческой манеры Босха, она делает картину узнаваемой.

Босх – один из мастеров Северного Возрождения, стиль которого специалисты до сих пор затрудняются определить. Говорят, что он был безумцем или сектантом. Что своими картинами он описывал черную магию, которой занимался или которой был свидетелем. Или же что он был сюрреалистом, выплескивающим образы на холст прямо из подсознания – часто его имя всплывает вместе с именем Сальвадора Дали.

В любом случае, картины Босха написаны в технике «алла прима», которая подразумевает нанесение краски на холст не в несколько слоев, а в один, без долгого ожидания, и полны чудовищ, неочевидных толкований и глубоких смыслов. У некоторых людей вызывают восторг. У некоторых – отвращение.

«Несение креста» – одна из его картин на религиозную тематику. В ней всего один план, приближенный максимально сильно. Он создает ощущение статичного кинематографического кадра из жутковатой анимационной ленты про восхождение Христа на Голгофу. Различить на картине можно только лица, и лица эти на редкость неприятны.

Гипертрофированные носы, раззявленные рты, недостаток зубов, ярость, отвращение, снисходительность, насмешка – они вызывают гадливость и желание поскорее отвернуться. Есть среди них и желающий смерти раскаявшийся разбойник, чье лицо кажется уже мертвым, серым, и два других разбойника, яростно орущих, ненавидящих весь мир. Есть фарисеи и священники, и во всей отвратительной вакханалии лишь Христос с крестом на плечах и святая Вероника с тканью кажутся нормальными.

Их лица светлые, черты полны безмятежности и покоя, глаза закрыты, ограждая их от творящегося вокруг мерзостного действа.

Сам момент этот – восхождение, несение креста – торжество глупости, подлости, ненависти, зависти, гордости, себялюбия и сребролюбия, что из картины Босха понимается просто отлично.