У картин Брейгеля есть одна примета, роднящая их с иконами: совмещение временных и пространственных пластов.
В работах, подобных представленной, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Здесь: фигура согнувшегося под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества людей, в большинстве своем как бы и не догадывающихся о том, свидетелями какой мистерии они становятся. Отсюда и горечь художественной атмосферы: персонажи картины заняты своими делами, в то время как Иисус Христос идет страдать за их грехи.
Вопрос, который просится на язык: не напрасна ли его жертва? И: за кого он примет страдания? Тут Брейгель, необыкновенно остро чувствовавший поврежденностъ человеческой природы, совершенно расходится с заветами гениев Ренессанса, без особенных раздумий отвечавших на эти вопросы.
Картина написана на доске маслом в 1564 году. Одна из шестнадцати полотен Брейгеля, которую в 1566 году включили в список инвентаря коллекционера из Антверпена Никласа Йонгелинка.
Картина посвящалась главам из Священного Писания, событиям, когда Христос идет на Голгофу, неся на себе тяжеленный крест из дерева. Глядя на картину, мы не видим Христа, но мы видим согнутую изображение Девы Марии, которая расположилась вблизи, внизу картины. Мы видим мельницу, которая находится на одинокой скале в глубине картины.
Что мы видим, бросая взгляд на картину? Нашему взору предстают толпы идущих пешком людей в одеждах мрачных тонов – так себе представлял Брейгель крестьян и мещан Нидерландов. Испанских завоевателей художник изобразил верхом на лошадях – они одеты в туники красного цвета. Население Нидерландов ненавидело завоевателей за то, что они пытались снова принести на земли Фландрии католическую веру. Столб с колесом на вершине, расположенный справа, олицетворяет орудие для пыток. Художник изобразил ворона-падальщика, обрывки одежды под столбом, как бы говоря нам – жертву сначала избили, привязали к столбу и оставили так умирать. Все эти события произошли недавно. В качестве жертвы судьи выбирали подозреваемого в чтении проповедей католической веры.
Философия Брейгеля заключается в видении важного, которое всегда кроется в мелочах. К сожалению, мы очень часто не видим все, что важно, мы отвлекаемся на все вокруг. Художник старается отобразить на своих полотнах именно важное, все детали.