Описание картины Иеронима Босха «несение праведников - Картины голландских художников
Описание картины Иеронима Босха «несение праведников

Описание картины Иеронима Босха «несение праведников

Несение креста — Иероним Босх. 1490-1500. Доска, масло. 85,3 x 76,7 см.

Картина из Гента – одна из трех, созданных Босхом под тем же названием. В ней используется классический для живописи того времени мотив – крестный путь Христа на пути на Голгофу. Но подана эта широко известная сцена со специфической позиции Босха и только в ему одному присущей манере.

Картину можно назвать коллажем образов, причем образов уродливых, даже отвратительных и чудовищных. На ней нет свободного пространства и какой бы то ни было перспективы, только плоскость, густо заполненная головами персонажей и некоторыми деталями.

Голова Христа с огромным тяжелым крестом из массивного дерева на плече расположена практически в центре картины. Она является смысловым центром произведения, фокусом, на который направлены все взгляды. Но сам Иисус Христос не хочет смотреть на окружающий его отвратительный мир с мерзкими, безобразными людьми, которые хотят только его смерти. Он изображен с закрытыми глазами, и это глубоко символично, совершенно в духе Босха.

Еще одно нормальное человеческое лицо, резко выделяющееся на фоне гротескных чудищ, — это Святая Вероника. Хотя этого персонажа как такового нет в Библии, а ее имя появилось всего лишь в результате ошибки перевода, Вероника и ее легендарный плат с нерукотворным изображением прочно вошла в христианскую мифологию. По легенде, эта добрая женщина подала страдающему Христу, идущему на Голгофу, чистый платок, чтобы утереть пот. На нем чудесным образом остался светлый лик Иисуса, возникший как свидетельство его божественного происхождения.

На картине святая изображена в углу, она отвернулась от Христа и нежно улыбается, держа в руках платок с изображением Спасителя, который в православной традиции называется Спас Нерукотворный. У нее одной, как и у сына божьего, нормальное человеческое лицо.

Остальные, кто столпился вокруг – это ужасные уроды. Очевидно, художник хотел показать, что внутреннее уродство этих людей нашло отражение в их ужасном, непривлекательном, даже отталкивающем внешнем виде. Это изображение торжествующей злобы, злорадства, ненависти, мелких, жалких и ничтожных чувств, которые обуревают этих людишек, не понимающих истинного величия и размеров приносимой Христом жертвы.

На Голгофе распяли троих. Двое других – это разбойники, приговоренные к смерти. Один из них, с серым лицом, в смятении перед предстоящими муками, а второй – злобное существо, агрессивно окрысившееся на столь же отвратительных сопровождающих. Уникальная подача классического религиозного мотива характерна для необычной творческой манеры Босха, она делает картину узнаваемой.

Картина «Вознесение праведников» («Восхождение в эмпирей») нидерландского живописца Иеронима Босха была написана маслом на доске, вероятно, в 1500-1504 гг.

Жанр – религиозная живопись.

Вероятно, «Вознесение праведников» была частью полиптиха «Блаженные и проклятые». Центральной картиной полиптиха был «Страшный суд», справа находились «Падение грешников» и «Ад», слева – «Вознесение праведников» и «Земной Рай».

Сюжет навеян идеей конца света, пророчество о котором распространилось в Западной Европе к началу XVI в. Тема гибели человечества встречается в работах Босха достаточно часто. Обычно художник рисовал варящихся в котлах с расплавленными монетами скряг, поедающих жаб и змей обжор. Однако в работе «Вознесение праведников» нет мук грешников, она наполнена светлым настроением. В сопровождении ангелов праведники, избавившиеся от земных забот и проблем, летят по глубокому туннелю, наполненному неземным светом. Их лики обращены к льющемуся по коридору яркому сиянию. Руки застыли в мольбе. Фигуры становятся невесомыми, легко взлетают и достигают конца туннеля, где обретают бестелесность, теряются и навеки сливаются с Богом.

И. Босх мастерски использует свет, с его помощью и создается основной сюжет. Свет ведет зрителя от освещенных облаков к фигурам людей, разбросанным по картине и, наконец, к туннелю. Переливы света и тьмы, оттенки и насыщенность красок помогают автору передать глубину и объем. Наиболее четко это прослеживается в изображении облаков и туннеля.

Для передачи перспективы художник рисуют людей на переднем плане более крупными, а тех, кто находится дальше – маленькими. Кольца туннеля прекрасно передают эффект движения.

Спокойствие, умиротворение заполняют картину, героям уже не о чем беспокоиться, их путь практически завершен. И, тем не менее, в произведении присутствует напряжение – его создают красные и черные заостренные крылья ангелов.

Работа хранится во Дворце Дожей, Венеция.