«Даная» считается одним из самых эротичных полотен Тициана. На картине изображена дочь Акрисия — греческого царя. Ему была предсказана гибель от рук сына своей дочери поэтому опасаясь смерти, он велел заточить Данаю в высокую неприступную башню и приставил к ней служанку.
Но Зевс узнал о прелестной Данае и влюбился в нее. Он проник в ее темницу в виде золотого дождя. Красавица забеременела и родила сына. Акрисий, узнав о рождении внука, страшно разозлился. Он убил служанку, заподозрив, что она пускала кого то в башню к Данае.
Он потребовал объяснений, но услышав о Зевсе, не поверил дочери. Схватив ее и малыша, Акрисий посадил их в ящик и бросил дочь с младенцем в море.
Первая «Даная» Тициана отличалась от остальных четырех версий, написанных в течении двадцати последующих лет. Эта картина находится в Неаполе в музее Каподимонте, написана она была по заказу кардинала Алессадро Фарнезе.
В качестве модели Тициан использовал любовницу кардинала, которую называли Ангел. В ногах Данаи вместо служанки Тициан изобразил купидона с крылышками. Эта картина носит более эротический подтекст, даже золотой дождь приобретает в ней совсем другой смысл. Картина была написана в 1545 году.
На всех остальных полотнах вместо купидона художник изображает служанку. Второй вариант картины был написан в 1553 году для короля Филиппа II. Впоследствии она была передана герцогу Веллингтону, а сейчас картина хранится в его резиденции в Лондоне.
Третья и четвертая картины были написаны с разницей в десять лет — в 1554 и в 1664 годах. Одна из них находится в Историко-художественном музее в Вене, а вторая выставляется в картинной галерее Эрмитажа.
Последняя «Даная» была написана между 1560 и 1565 годами. Из всех версий картин эта считается самой эротичной. На картине отсутствует накидка, прикрывающая обнаженные ноги Данаи, здесь можно заметить, как умиротворение на лице красавицы сменилось на откровенный экстаз, а одна рука красавицы опущена между бедер. Эта картина хранится в музее Прадо в Мадриде.
Представитель венецианской школы, величайший итальянский живописец эпохи Возрождения, Тициан (1476/1477-1576) стоит в одном ряду с такими художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Мастер писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был выдающимся портретистом.
В эпоху Возрождения миф о Данае выступал в искусстве как форма художественного обобщения. Тициан неоднократно обращался к этому образу, написал несколько вариантов «Данаи», один по заказу короля Испании.
У аргосского царя Акрисия была красавица-дочь Даная. Дельфийский оракул предсказал царю, что внук лишит его престола. Акрисий заключил дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Но Зевс, пленившись, проник к ней золотым дождем. После родился будущий герой — Персей. Встреча Данаи и Зевса происходит на фоне заката, мягкие красочные тона как бы растворяются друг в друге. Фигура обнаженной женщины подобна скульптурам Микеланджело «Аврора» и «Ночь» из капеллы Медичи, но колорит картины остается истинно тициановским: краски словно мерцают от пронизывающего света, подчеркивая накал чувств героев.
«Даная» представила художнику возможность создать женский образ, не просто залитый светом, а будто состоящий из него. Сотканная из золотых лучей фигура стала открытием в живописи. Тонкий и плавный переход от светописи к тени, отказ от разделяющих линий положили начало новому творческому периоду 1550-х. «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи.
Данную картину создал художник Тициано Вечеллио. «Даная» является одной из картин, которую некогда писали специально для короля Испании. Картина написана с помощью масла. В качестве заказчика выступил Филипп ІІ Испанский.
Образы, которые расположены на картине, символизируют трагические перемены в бытии. «Даная» имеет отличительные черты от предыдущего периода. Сравнивая эту картину с «Венерой Урбинской», можно отметить наличие драматизма, который пронизал все произведение искусства.
Судя по работе автора, невозможно не отметить то, что он восхищается существующей тяге к жизни. Безусловно, Тициан новатор, потому что сумел ввести долю драматических переживаний в свое творение и развить некую страсть. Тициан отлично справляется с цветовыми задачами и прекрасно справляется с тонами, хорошо сочетает их с тенями. С помощью этого, Тициан сумел передать подвижность и цвет, четкий контур и мягкую моделировку объема.
В своей картине Тициан возвышает человеческую красоту. Под счастьем он подразумевает мимолетное возвышение чувств. Автор неспроста решил сопоставить Данаи со служанкой преклонного возраста. Последняя только и занимается тем, что собирает монеты в свой фартук. Таким образом, художник сопоставил прекрасное и ужасное в своей произведении.
Тициан считает, что человеческой красоте и искреннему чувству Данаи всегда будет противостоять циничное и чрезмерное корыстолюбие. Это противостояние поддерживается с помощью огрубевшей руки старухи.
С помощью картины Тициан доносит до людей мысль о том, что хорошее всегда стоит на ступень выше плохого. Он не отрицает огромной мощи зла, но счастье выдвигает в качестве оружия в борьбе за добро. Картина наполнена глубочайшим смыслом. Об этом неоднократно заявляли люди, специализирующиеся в этой области знаний.