Анализ картины Густава Климта Даная - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Даная

Анализ картины Густава Климта Даная

Одна из известных и интереснейших работ «золотого периода» Климта — картина «Даная», отсылающая зрителя к знаменитому мифологическому сюжету.

Согласно мифу, могущественный Зевс был пленён красотой дочери царя Аргосса и явился к ней в виде золотого дождя, таким образом пробравшись в темницу, где та была заточена своим же отцом. Опасения отца Акрисия были понятны – ему предсказали, что он будет убит собственным же внуком, и Акрисий спрятал молодую девушку от посторонних глаз. Но разве это могло остановить Зевса-сластолюбца?

Многие художники обращались к этому поэтическому сюжету, но никогда до этого он не был воплощён столь откровенно и свободно, достаточно вспомнить скромную Данаю Рембрандта и чуть оголившуюся деву Мабюза. Климт же изобразил свою Данаю на пике блаженства – на это указывает и выражение лица героини, и напряжённые застывшие пальцы.

Примечательно и трактовка золотого дождя, если у Рембрандта – это свет, а у Мабюза сверкающие кристаллики, то Климт изображает дождь крупными каплями, густыми и фактурными. Лишь они скрывают от зрителя бесстыдно-обнажённое тело Данаи.

Если другие живописцы обращали своё пристальное внимание на некоторые важные детали этого мифа – темницу, в которой заточена несчастная девушка, служанку, приставленную следить за узницей, то Густав Климт сосредоточил своё художественное повествование лишь на собственно сцене оплодотворения, как момент зарождения легендарного Персея. Этот момент не требует других участников, здесь только Даная и Зевс, принявший облик золотого дождя.

В техническом плане сразу привлекает внимание заведомое искажение пропорций, что придаёт Данае ярко выраженную сексуальность. Это ощущение ещё более усиливается, благодаря композиции – героиня как будто заключена в узком тесном пространстве, ей едва хватает места. Удивительная композиционная находка живописца!

Золотой дождь, явно проникающий в тело Данаи, перекликается с орнаментом, который внесён в картину неслучайно. Это дополнение придаёт происходящему возвышенный характер, наполняя пространство сакральным смыслом.

Несомненно, Климт внёс революционное звучание в классический сюжет, над которым трудились не одно поколение живописцев. Гипертрофировав женскую сексуальность, сузив рамки повествования до процесса зачатия, он даёт совершенно иной взгляд на эротизм как таковой, на трактовку известной истории, балансируя на грани, где прекрасное может быть низвергнуто в распутное и фривольное. Внеся в работу орнаменты, золото, игру цветов, он «сглаживает» все возникающие углы, создавая гармоничное произведение искусство, вызывающее интерес и эстетическое удовольствие.

Картина «Даная» – одно из самых популярных мифологических произведений австрийского художника Густава Климта.

Никакие двери и стены не смогли остановить сильнейшего громовержца и он, превратившись в золотой дождь, все-таки проник к заточенной в медной башне Данае. Впоследствии, их сын Персей, неумышленно, но фатально убил своего дедушку Акрисия.

Из всего трогательного сюжета любви, имевшей множество преград и препятствий, Климт в своем индивидуальном видении легенды, изобразил самый сокровенный эпизод истории.

Чувственность избранницы Зевса донесена очень реалистично, несмотря на полусонное состояние девушки. Также, красота картины передается через другие композиционные элементы вместе с самым любимым золотым цветом художника.

Многие критики считают картину Климта безнравственной, но другие ценители искусства, напротив, не высказывают протестных настроений, отмечая умиротворенное состояние при созерцании мифологического сюжета в смягченных тонах.