Анализ картины Тициана Вечеллио Динарий кесаря - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Вечеллио Динарий кесаря

Анализ картины Тициана Вечеллио Динарий кесаря

Картину Динарий кесаря относят к раннему периоду творчества Тициана Вечеллио. Произведение иллюстрирует популярный библейский сюжет, поднимая тему противопоставления добра и зла, света и тени. Эта картина – одна из самых философских и глубокомысленных работ Тициана.

История картины

«Динарий кесаря» Тициан написал в 1516 г., по заказу одного из влиятельнейших людей Венеции, герцога Д’Эсте. Это была первая картина, созданная художником для именитого заказчика, ставшего позже постоянным. «Динарий кесаря», выполненный в жанре аллегорического реализма, создавался для того, чтобы украшать дверцу шкафа с коллекционными монетами в доме герцога. Сюжет Тициан выбрал, руководствуясь требованием Д-Эсте. В полотне «Динарий кесаря» заказчик хотел аллегорически отразить противостояние светской власти итальянских городов с амбициозными прелатами папского престола. В частности, его беспокоили претензии Папы на власть в Ферарре. Поэтому герцогу важно было, чтобы «Динарий кесаря» подчеркнул — император и его приближенные должны получить свое, ибо так сказал Бог.

После того, как Тициан закончил «Динарий кесаря», произведение поместили на полагающееся ей место – в шкаф. Картина оставалась в доме Д’Эсте до большого пожара, случившегося в 1598 г. Затем «Динарий кесаря» ряд переходов:

Полотно было спасено и перенесено в частную коллекцию семьи.
Потом картина перешла во владение к наследникам рода – герцогам Моденским.
В первой половине XVIII в. король Саксонии Август III выкупил «Динарий кесаря» для личной коллекции, скорее выросшей в Дрезденскую галерею.
В 1944 г. картина вместе с другими шедеврами галереи была эвакуирована в СССР, где была отреставрирована под руководством П.Д. Корина.
На сегодняшний день «Динарий кесаря» снова находится в Дрездене и выставляется в Галерее старых мастеров.

Тициан Вечеллио – выдающийся итальянский художник, чье творчество базируется на основах венецианского живописного искусства. Именно в Венеции прошла большая часть жизни этого художника. От рождения Тициан был представителем среднего класса – отец его инспектировал шахты и руководил народным ополчением. О годе его рождения ничего доподлинно не известно – одни историки называют 1488, другие – 1490. Детство Тициан провел в Беллуно, близ Венеции.

Переезд в один из знаменитейших центров ренессансной культуры позволил ему набраться опыта и завести знакомства с самыми прославленными мастерами – такими, как Беллини, Да Винчи, Джорджоне, Лотто и др. «Динарий кесаря» написан в начале этого периода. В Венеции Тициан быстро приобретает известность как портретист, автор алтарных картин и фресок. Поклонником его таланта был и Карл V.

В своем творчестве Тициан развивает традиции близкого к позднеантичной живописи реализма. Полотна его выполнены чаще всего в мягкой, естественной, золотистой гамме. При этом краски Тициан наносил настолько плотно, что картина казалась зернистой. Композиции работ художника отличает сочетания монументальности с динамизмом, поразительных психологизм и свойственная эпохе философичность.

Описание картины

«Динарий кесаря» — философская картина, чья композиция отображает борьбу света и тени. На полотне нет заднего плана, второстепенные детали сведены к минимуму. В центр сюжета «Динарий кесаря» Тициан выводит две фигуры — окутанную мраком и излучающую свет, фарисея и Христа. По размеру картина совсем не большая — 75×55 см. «Динарий кесаря» сосредоточена на одной мысли и идее, отсекая все лишнее. Тициан использовал в этой работе приглушенные, даже мрачные тона:

Черном.
Темно-коричневом.
Сером.
Алом.
Грязно-белом.
Бледно-бежевом.

Ярче всего выделяется на общем плане полотна «Динарий кесаря» фигура Христа. Спокойно и немного рассеянно смотрит Он на человека, протягивающего Ему серебряную монету. Образ Христа занимает большую часть полотна. Тициан выделяет его за счет одеяния алого цвета, особенно яркого на тусклом и мрачном фоне. Фигура же фарисея как будто выплывает из мрака с правой стороны. Образ его груб и приземлен: большие, покрытые жилами руки, землистая кожа, крупный хищный нос. Лицо человека картина показывает в профиль, выражения его не видно. «Динарий кесаря» изображает его как символ искушения и обмана, олицетворение темных сил.

Кроме вышеописанного, картина воплощает и мысль о противостоянии земного и возвышенного, небесного. Христос – образ возвышенный, духовный идеал. Тициан подчеркивает это при помощи более светлых, легких оттенков и тонких линий. Рука Христа указывает на монету, но не касается ее – образ чужд всему земному и порочному. В то же время жилистая, сильная рука фарисея сжимает серебро уверенно – его мысли и желания низменны, обращены к плотским страстям и удовольствиям. Таким образом, Тициан хотел, чтобы созданная им картина «Динарий кесаря» несла в себе больше философского и духовного смысла, не ограничивалась локальным, эпизодическим политическим противостоянием, но вызывала мысли и эмоции, обращенные к вечным вопросам и идеалам.

«Динарий кесаря» —одна из ранних, но самых известных картин великого итальянского художника Тициана.

«Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу»

В 1516 году Тициан завершает картину, изображавшую Христа с монетой, по заказу герцога Альфонсо I Д’Эсте (1476–1534). Она известна под названием «Динарий кесаря». История написания также объясняет, почему монета является основой композиции: картина предназначалась для украшения шкафа в кабинете герцога, где хранилось его собрание древних монет. Но это лишь начало разгадки сюжета. Чтобы понять суть, обратимся к мотивами Евангелие.

На картине отображен отрывок из Евангелия, в котором Христос произнес свое известное изречение: «Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Возможно, идеей было отображение конфликта между церковной и гражданской юрисдикциями, который назревал в период написания произведения. Однако Тициана заинтересовался глубоким философским смыслом сюжета. Он остро ощущал противоречия темного и светлого начал, благородства и низости.

Сюжет картины изображает попытку фарисеев подловить Христа с каверзным вопросом: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю)? Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто никогда и не видел». И отправили одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой — динарием. При любом ответе на Христа навлекли бы погибель. Но тут и прозвучало то самое знаменитое изречение.

Картина не отличается эффектностью и яркостью. Словно автор сравнивает на плоскости две фигуры: фарисей изображается справа из-за рамы картины, протягивая монету; обернувшись к нему, Христос смотрит внимательно и рассеяно. Но именно благодаря отказу от излишних деталей Тициан концентрирует внимание зрителей на героях. А фигура Христа особенно выделяется, заполняя композицию почти целиком, и акцентируется на тёмном фоне.

Если в образе Христа преобладают чистые светлые розово-красные и синие оттенки, то у фарисея лишь темные и белые оттенки. Так, Иисус выше заземленности и душевной низости фарисея, полного пороков. Его тело смуглое, рука жилиста, лицо в морщинах. На этом контрасте выразительна тонкая рука Христа, которая не коснётся монеты и грубой руки фарисея, который сильно сжал серебряный динарий. Будто мир идеального возвышенного сталкивается с жесткой реальностью.

Неудивительно, что Джорджио Вазари называл эту картину превосходнейшей из всех остальных работ Тициана.

Тициан создал свое грандиозное полотно специально для Феррары Альфонса д`Эсте. Заказчик сам предложил сюжет этого творения. В это время шла борьба с римскими папами, и для нее был выбран лозунг о том, что кесарю нужно воздать то, что ему причитается.

Тициан был взволнован философской глубиной этого известного сюжета. Еще в 15 веке Леонардо смог противопоставить низость и благородство человека. Тициан также почувствовал эти характерные для его времени противоречия. На его фресках сталкиваются темные и светлые силы.

В его картине «Динарий Кесаря» данное противоречие решено иначе. Мы чувствуем огромную глубину психологического плана. Тема становится общечеловеческой и обретает максимально громкое звучание.

Фарисеи приняли решение во что бы то ни стало погубить Христа. Убивать его они испугались. Был придуман целый план. К Христу был подослан человек с динаром. Он задал вопрос о том, нужно ли кесарю платить налоги.

Вопрос этот был ловушкой. Если Христос ответит утвердительно, то все население Иудеи будет обязательно настроено против него. Если же он ответит отрицательно, то римские власти его за это обязательно накажут. Но Христос поступил иначе. Он спросил фарисея о том, что же изображено на принесенной им монете. Человек удивился и ответил, что с одной стороны – бог, а с другой – кесарь. Именно после этого и была произнесена фраза о том, что каждый должен получить то, что ему причитается.

Картина очень простая. Художник просто сопоставил двух людей. Драматизма в этом нет. Фигуры монументизированы, детали отсутствуют. Все внимание сконцентрировано на персонажах. Образы очень емкие и максимально сконцентрированные. Христос заполнил практически все полотно. Он выделяется на фоне красного и синего цветов.

Тициан передал тему встречи абсолютно противоположных миров: идеального и реального.