Картина была создана по заказу первого герцога Мантуи, Федерико II Гонзага, и входила в серию произведений, изображающих любовь Юпитера. Предположительно работа Корреджо должна была украшать стены зала Овидия в Палаццо Те. Великолепный дворец, построенный в стиле маньеризма по проекту Джулио Романо, расположен в окрестностях Мантуи. После смерти Федерико II картина была вывезена в Испанию.
Итальянский живописец и автор трудов по теории искусства, Джованни Паоло Ломаццо, упоминал в своем научном трактате, созданном в 1584 году, о том, что произведение «Даная», кисти Корреджо находилось в Милане, и являлось частью художественной коллекции, собранной скульптором Леоне Леони.
Одни говорят о том, что живописец нигде не учился, что он просто захотел писать шедевры – и стал их писать; другие противоречат, утверждая, что Корреджо учился творить, и учился очень пристально и въедливо у признанных мастеров. Одни заявляют, что художник был нищ, что ему платили за работы «копейки», а другие утверждают, что он происходил из аристократов, был весьма богат и разносторонне образован.
И много других споров вертится вокруг художника, но один факт остаётся незыблемо верным: итальянец – истинный гений и мастер светотени, что погружает зрителя сначала в центр сюжета, а уже затем позволяет передохнуть на сторонних предметах и образах.
Когда Корреджо пишет женское тело в обнажённом виде, он молча восхваляет, нет, буквально воспевает красоту, изящество, прелесть, очарование, притягательность, да что там – сексуальность женщин. Эти дифирамбы мы отчётливо «слышим» и в «Данае».
Древнегреческий миф о божественной красоте девушки, влюбившей в себя самого Зевса, известен многим, и пересказывать его нет смысла. Зритель, знающий историю, понимает, что крылатый Амур готовит красавицу к приходу Зевса, малыши у ложа своими крохотными неумелыми ручками что-то выводят на дощечке, вероятней всего, имя «Даная».
Небольшой пейзаж за окном и закат, красотой которого окутана и комната девушки, спокойствие красок передают божественный свет, что вот-вот появится с приходом главного бога и озарит Данаю. Нежное же тело последней и белизна простыней говорят о том, что красавица вскоре улетит в небесные пространства.
Данное произведение искусства было подарено Карлу V на коронацию. Сегодня «Даная» находится в римской Галерее Боргезе.
Известны все подробности дальнейшей судьбы картины. Сын и наследник мастера, Помпео Леони, продал холст императору Рудольфу II, большому ценителю искусства. Позже, вместе с другой работой, «Леда и лебедь», также выполненной Корреджо, картина «Даная» стала военным трофеем короля Швеции, Густава Адольфа, и была вывезена из Праги в Стокгольм. Во второй половине XVII века творение мастера вновь попало в Италию. В 1654 году дочь монарха, королева Кристина, отреклась от престола в пользу Карла Густава Пфальцского. Бывшая правительница Швеции уехала в Рим, взяв с собой холст Корреджо. После смерти Кристины картина «Даная» была унаследована кардиналом Дечио Аццолини. Спустя годы произведение стало принадлежать Ливио Одескальки, герцогу Браччано, а затем попало к регенту французского королевства, Филиппу II, герцогу Орлеанскому.
В конце XVIII века картина «Даная» была вновь продана и оказалась в Англии. Такая участь постигла большинство произведений искусства из частного собрания Орлеанской династии. В 1792 году работа Корреджо стала принадлежать Генри Хоупу, носившему титул герцога Бриджуотер. Спустя более трех десятков лет картина «Даная» оказалась в собственности у представителя знаменитой итальянской аристократической фамилии. В 1827 году князь Французской империи, Камилло Боргезе, приобрел ее в Париже, пополнив свою так называемую «Римскую коллекцию».
На холсте изображена фигура героини древнегреческой мифологии, Данаи, дочери царя Акрисия, правившего в Аргосе.
Художник запечатлел момент когда к прекрасной деве явился Юпитер (Зевс). Бог-громовержец превратился в капли золотого дождя, которые крылатый Купидон собирает в складки простыней. Результатом любовной связи стало рождение Персея. С правой стороны картины, у подножья кровати, зритель видит двух маленьких амуров (amoretti), один из них, сжимает пухлыми пальцами стрелу. При помощи ее золотого наконечника он испытывает на прочность камень, проверяя, таким образом, долговечность любовных чувств.
Слева холста расположено окно с видом на дворец; искусствоведы говорят, что это здание – Палаццо Те, летняя резиденция Федерико II, построенная в Мармироло, небольшом поселении близ Мантуи.
Датой создания картины считают 1530 – 1531 годы. Фигуры амуров, запечатленные на картине «Даная», часто сравнивают с многочисленными образами ангелов, которые создал Корреджо, занимаясь росписью сводов и стен кафедрального собора в Парме.
Из окна также виден небольшой пейзаж и закат солнца. Кажется, будто красота внешнего мира проникает внутрь и окутывает комнату, где находится героиня; спокойные, умиротворенные оттенки и полутона усиливают божественное сияние, которое снисходит с появлением верховного небожителя, озаряя обольстительное тело Данаи. Нежные очертания фигуры прекрасной девы и белизна простыней словно говорят о том, что физическая красота – это быстротечное явление, которому свойственно растворяться в небытии.
Существует немало историй и баек, повествующих о жизни великого итальянского мастера. Сегодня трудно определить, что из рассказов является вымыслом, а что – правдой.
Согласно некоторым преданиям, Корреджо никогда не обучался живописи, жаждая создавать шедевры, он брался за кисть и у него получались гениальные произведения. В других описаниях биографии и творческого пути художника говорится о том, что он был блестящее образован. Искусствоведы, придерживающиеся этой версии, утверждают, что Корреджо усердно и долго учился, перенимая мастерство и знания у именитых современников. Остается загадкой, каким на самом деле было материальное положение художника. Одни исследователи склонны считать, что он жил в нищете, получая гроши за свой труд, другие уверяют, что живописец принадлежал к знатному аристократическому роду и был человеком очень богатым и разносторонним.
Какие бы споры ни разгорались вокруг биографии живописца, все историки искусства остаются единодушными в вопросах оценки творчества Корреджо. Художник был по-настоящему гениален, ему удавалось невероятно искусно передавать светотень и игру цвета. Благодаря этой особенности, при взгляде на картины мастера зритель сразу же погружается в сюжет произведения и главных героев, и лишь потом «открываются» все детали и второстепенные образы.